Фантазия и изобретательность художника в самовыражении и отношении к миру не знает границ. Произведения искусства действительно могут шокировать, вызывать возмущение и поражать зрителя. Казалось бы, все техники и стили уже созданы и удивить становится все сложнее, но порой искусство, как и сама жизнь, переменчиво, неожиданно и разнообразно. Художник будто проводник замыслов Вселенной, которая хочет общаться с миром, отражая самые выразительные тенденции времени. Этот голос мироздания выливается в творчество и, чем насыщеннее и непредсказуемей время, тем острее искусство. Было бы упущением не коснуться одних из самых поражающих шедевров мирового искусства.


Роберт Раушенберг, «Кровать», 1955 год (Robert Rauschenberg).

Используя простыню натянутую на деревянную доску, подушку, стеганое одеяло и экспрессивно обрызгав это масляными красками, Роберт Раушенберг стёр границу между объектом существующим в мире и объектом искусства. Сам автор шутит, что ему просто не на чем было рисовать – было жаркое лето и теплое одеяло ему всё равно было не нужно, а тяга к творчеству была неудержимой и художник стал рисовать прямо на своей постели. Затем он взял всю кровать и приколотил её на деревянную доску. Это было эксцентричным художественным выражением и в дальнейшем художник прояснил свою работу словами, что это был своеобразный протест и даже высмеивание популярного к тому времени течения «абстрактный экспрессионизм». Художник дал понять, что последователи данного стиля слишком углубились в собственные эмоции и переживания, отделившись от всего остального мира.

«Я стараюсь заполнить промежуток между жизнью и искусством», – прокомментировал Раушенберг.

Его творчество как бы намекает на то, что искусство не должно зацикливаться только на наших мыслительных, интеллектуальных и эмоциональных процессах, но и говорить о нашей животной сути. Кровать – это отсылка к чему-то личному и интимному для человека, которая как нельзя лучше иллюстрирует нечто телесное, очень близкое к телу. Роберт сломал рамки, полностью снёс идею о том, что живопись должна быть только на предназначенном ей месте, что это обязательно нечто возвышенное и отстранённое от бытовой жизни.

Искусствоведы задавались вопросами к чему причислить произведение “Кровать” – к скульптуре? К живописи? Ни один ответ не был удовлетворительным. Таким образом он изобрел новый вид искусства «Combine”, что в переводе может означать “совмещение”, “сочетание”.


Мерет Оппенгейм, «Объект», 1936 год (Meret Oppenheim).

Купленная в парижском универмаге чайная чашка, которую художница покрыла шкурой китайской газели, была названа: «высшим священником сюрреализма – завтраком в мехах», – по словам основателя сюрреализма Андре Бретона.

Какие символы заключены в классической чашке чая? Служение женщины гостям, беседа, ответственность за которую лежит в основном на хозяйке, забота о том, чтобы всем гостям было хорошо. Добропорядочная и правильная жена и мать. А что будет, если покрыть этот повседневный предмет шерстью? В первую очередь можно почувствовать отвращение – это отвратительно почувствовать волос во рту. Таким образом предмет расслабляющий преобразуется в объект брезгливости и настороженности.

Работа Мерет Оппенгейм “Объект” превращает знакомое и безопасное чаепитие в нечто напрягающее и отвращающее, отрезая все привычные и традиционные смыслы, связанные с процессом. Шерсть приглушает звуки, символизируя выключение громкости светской беседы, ассоциируемой с чашечкой чая. Художница Дженни Хольцер прокомментировала произведение следующим образом: «Это повседневный объект, но в то же время потусторонний. Он выглядит зловеще, как чашка, которая может дать отпор. Я полагаю, что мех подразумевает зубы и чашка может вас укусить».

Кружка Меррет вызвала огромный резонанс в обществе и даже вызвала волнение о том, что традиционные ценности не являются уже такими каноничными и непреложными. «Объект» вызвал не только протест и презрение, но и во многих сердцах вызвал резонанс и понимание – пуританская жизнь, которую знали прежде, неотвратимо сходит на нет и ей на смену стремительно приходит новое. Творческое высказывание Меррет Оппенгейм как нельзя лучше иллюстрировало расширение роли женщины в мировом влиянии – казалось бы, такой крохотный объект, но какую важную роль он сыграл как символ смены роли женщины.


Яра Саид. Флаг беженцев.

На церемонии открытия Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро произошло удивительное событие. Впервые в истории игр выступила группа спортсменов-беженцев под собственным флагом, который символизировал единство всемирной «нации беженцев». Для того, чтобы бороться за свои убеждения, команда беженцев сформировала временную нацию на 17 дней. В команду входили десять спортсменов из Республики Конго, Южного Судана, Сирии и Эфиопии. Флаг объединил всех этих спортсменов, которые не могли быть представлены своими странами из-за политической ситуации в них. За разработкой флага беженцы обратились к сирийской художнице Яре Саид (Yara Said), которая сама являлась беженкой. Художница была потрясена силой и стойкостью спортсменов-беженцев. По словам художницы, это заставило её чувствовать себя менее одинокой в своей борьбе художника в новой стране.

«Для меня было целым миром иметь возможность сделать очень маленький жест для этих удивительных людей. Я делала произведение искусства, которое, как и все мои работы, представляло меня и мой опыт», – поделилась Саид.

У нее была полная свобода выбора и месяц на поиски идей и дизайна. Яра Саид задумалась над тем, что ярче всего характеризовало опыт беженцев. Она вспомнила как, рискуя жизнью и здоровьем, пересекала Средиземное море из Турции в Грецию в одном спасательном жилете, спасаясь от гражданской войны в своей стране. Позже она нашла целое «кладбище» спасательных жилетов в Греции – «оранжевое пламя с черными полосками» – тысячи и тысячи спасательных жилетов, которые помогли спастись матерям, дочерям, студентам, рабочим, врачам и детям. Все они разделяют один опыт – переход от опасности к безопасности. Так и родилась идея. У флага, под цвет жилета, всего два цвета – оранжевый с пересекающей его горизонтальной черной полосой. Флаг должен образовывать спасательный жилет, когда его оборачивают вокруг тела, предлагая зрителю краткий момент ассоциации.

Яра Саид вспоминает как смотрела по видео выступление одного из спортсменов-беженцев Пополе Мисенга (Popole Misenga), который говорил о том, как много для него значит быть на Олимпийских играх. Он надеялся, что если его семья увидит его по телевизору (он был разлучен с семьёй в очень молодом возрасте) они узнают его и свяжутся с ним. Такое заявление растрогало художницу до слёз. Она не ожидала, что её вклад окажется таким большим.

«Долг художника – отражать время. Я думаю, что это относится к художникам, скульпторам, поэтам, музыкантам. Как можно быть художником и НЕ отражать время?! Для меня это определение художника», – отметила Яра.

Флаг беженцев вошёл в Музей Современного искусства в Нью-Йорке и был признан произведением искусства.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *