20 октября в Алматы открылась персональная выставка Шамиля Гулиева «Republic of Turan». Как и ожидалось, художник решил не посещать вернисаж, чем продолжает вызывать разные вопросы у почитателей его творчества.
Специально для Art of Her искусствовед Мария Жумагулова посетила выставку и попыталась рассмотреть работы Шамиля Гулиева 20-летней давности в духе нового времени.
«… а там вот эти самые некультурные тюрки вдруг выражают такие глобальные мысли в поэтической форме и язык этот до сих пор сохранен!»
Олжас Сулейменов
Думается, что представлять Шамиля Гулиева нет особой надобности. Он уже своего рода бренд в отечественном пространстве и далеко за его пределами. Экспозиция «Republic of Turan», состоящая из серии «Марки Турана», стала ныне сенсацией для наших зрителей. Хотя исполнена она ровно 20 лет назад и только теперь предстала во всем своем великолепии. Тут все сошлось: эффектная арт-площадка, где все предусмотрено для наилучшего обозрения, особая располагающая атмосфера и включенность приглашенных в предложенную тему.
А она совсем не простая, если учесть, что почтовые марки разного номинала выпущены вымышленной Республикой Туран. Такой посыл автора совсем не случаен. Его всегда отличала приверженность художественному высказыванию, стоящему на острие востребованности. С самого дня провозглашения Казахстана суверенным государством не прекращаются дискуссии по поводу самоидентификации нашего народа и взаимосвязи с другими тюркскими образованиями и вытекающая отсюда проблема обоснования духовной общности и региональных различий. На самом деле археологических и исторических изысканий до сих пор не настолько достаточно, чтобы судить о реальных географических границах тюркского мира и многих других подробностях. Но еще в советское время Олжас Сулейменов, благодаря своему лингвистическому дару, расшифровал уникальные письмена Улкен Култегин на нашей территории, что стало мгновенно сенсацией. Вот как он озвучил текст на казахском языке: Ночь не спал. Днем сидел. Пот проливал. Кровь моя возгоралась во мне… и дал следующий комментарий: «Вот этой формулой народ и культура должны идти. Чтобы личность могла так выразить свое убеждение, свой патриотизм. Представьте 731 год»…
Восхищает дальновидная прозорливость Шамиля, позволившая ему провести свою глобальную исследовательскую работу над животрепещущей для него темой и не оказаться при этом голословным. И это не преувеличение. Ведь подобными проблемами должны были заниматься археологи, историки, а вместо этого, по утверждению Олжаса Сулейменова, их изучение оказалось в руках писателей, поэтов, лингвистов. Лаборатория-мастерская Шамиля вместила в себя столько информационного материала самого разного свойства. Среди него – карта Турана как контрапункт пространства и множество своего рода артефактов из самых разных почтенных (вроде черепков керамики, фарфора) вплоть до бросовых (типа старых шнуров, проводов, аркана, что-то вроде металлолома, деревянных останков и стеклянных осколков…) предметов нашего недавнего советского обихода, превратившихся в ценные экспонаты и прочее и прочее. Ассоциации с чуланом Плюшкина мгновенно уходят на второй план после того, как увидишь, в какие шедевры, в конечном итоге, они превращаются.
«Марки Турана» — это потрясающая развивающаяся на наших глазах блиц-история в огромном географическом и временном пространстве. Выполненные в технике ассамбляжа, с использованием войлока, кожи, стекла, жемчуга, ракушек, почтовые марки впечатляют даже неискушенного зрителя, в первую очередь, своей эстетической составляющей.
В этом смысле они смотрибельны для любой аудитории. В них привлекает также ремесленная виртуозность, сделанность каждого сантиметра поверхности. Трудоемкость самого процесса совершенно не ощущается за счет высокой мастеровитости исполнения. Но все это лишь средства, чтобы донести глубину концепта автора, где он причудливым образом соединяет архаику и современность. И это сделано настолько деликатно и ненавязчиво и все же совершенно очевидно. Каждое полотно укладывается в определенную автором конкретную мыслеформу. Чувствуется, что к реализации замысла художник приступил с большой ответственностью. Не до конца известны страны, включенные в ареал Турана, но о том, что в его составе наличествуют как оседлая, так и кочевая культура, свидетельствуют символы, тотемные знаки, сакральные изображения…
Шамиль весьма осведомлен в раскрываемой им теме, что позволяет ему полную свободу самовыражения: от точного следования семантике до вольности интерпретации. Отсюда и образная и формообразующая многослойность художественного решения.
Культура номадов раскрывается не только через известные символы: изображения тотемных животных — волчицы, коня, жертвенного барана, балбалов; тумар — знак-оберег; обрядовые и в эпизодах — кумалак, — но и определенными средствами выразительности. У Шамиля свой совершенно неповторимый персональный стиль. Все представленные работы объединены единой концепцией и способами изложения. И при этом поражает удивительное многообразие в их исполнении. Теме скотоводства соответствует и сама фактура полотна, местами напоминающая овчину, каракульчу, да и саму основу полотен, как и многочисленных деталей, составляет войлок. Все композиции достаточно энергоемки по своему содержанию и визуальному богатству, если не сказать, роскошны. В этих прекрасно сформулированных, ритмически выверенных композициях удивительным образом переплелись древняя образная сакральность с современным эпатажем; красота традиционного рукотворчества с элементами дизайна…
К примеру, силуэт головы Ленина, в каком-то смысле – сакральный образ для нас, «выходцев из советской шинели», по образному выражению Виктора Шендеровича, вполне вписывается в образный ряд предшествующих эпох.
Щепетильность и бережное отношение Гулиева к историографии видны и по характеру использования им эпиграфики как одного из важных элементов композиции: они идентичны тюркским рунам 8 века, когда еще ни европейской, ни славянской письменности не было и в помине.
Сама совершенно эксклюзивная идея автора: погружение в ментальность тюрков и использование этой благодатной темы в качестве коммуникативного современного средства связи — почтовой марки — и составляет авторский посыл — месседж своим современникам. Сменяются эпохи и цивилизации, сдвигаются временные и пространственные границы, но актуальное ныне слово «контакт» — не только технологическое понятие, но и сакральное.
Органично вписалась в экспозицию и пластика художника, как всегда, оригинальная, интригующая. Назвать ее скульптурой можно с большой натяжкой. Это скорее арт-объекты, более близкие по своему изложению к контемпорари арт. Они многозначны как по своему смыслу, так и по способам воплощения. Безусловно, непременно привлекают внимание в любом пространстве своей харизмой, если это применимо к неодушевленному объекту. Выполненные из необычных для академического искусства материалов, изощренные по своему силуэту, по призывному характеру яркого цветового решения, по многочисленным деталям из неожиданных материалов, создающих разнообразие фактуры, оптических эффектов… Все это внешнее. И все же за этим кроется подтекст, адресная ссылка. Представитель Мавераннахра изображен со многими подробностями. Для многих — загадка. На самом деле, это житель эпохи Средневековья на южной территории Казахстана, олицетворяющий приметы городской культуры. Это время Отрара и не только — Сайрама, Сыгнака… и других. Шамиль всегда очень внимателен к этнографическим деталям, что не мешает ему привнести и свои какие-то фишки. В унисон атмосфере экспозиции звучала музыка Huun Huur Tu — Saryglar Maidens, вполне совпадающая с умонастроением выставки о динамике времени и пространства.
В целом, если бы работы Шамиля были только ретроспективой прошлого, что само по себе весьма ценно, этого было бы явно недостаточно для ожидаемого резонанса. В том-то и дело, что он идет более сложным путем. Мы живем в непростое время. Мир токсичен. Глобализация, до недавнего времени вызывавшая восторг, становится все более опасной. Призыв к многополярности неоднозначен. И сейчас особенно актуальными и востребованными становятся вопросы коммуникаций. На какой основе?! У каждой страны, народа есть свое неповторимое прошлое. Связь со своей историей в конструктивном смысле — это часть послания художника. Но есть и сегодня, которое кардинально изменилось. Марки — это ключевое в позиции автора как средство добрых, позитивных контактов, как обмен духовным, культурным наследием. В практичном смысле, если угодно, коллекционирование. И удивительно, что работы, созданные 20 лет назад, зазвучали нынче иначе! За два десятилетия мир изменился кардинально! И зов художника прибавил децибелы! Вполне обоснованно!
Персональная выставка Шамиля Гулиева «Republic of Turan» продлится до 21 января 2024 года.
Кураторы: Оля Веселова и Санжар Серикпаев.
Адрес: г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 36 (БЦ ILE).
График работы: понедельник-пятница с 09:00 до 18:00.
Вход свободный.
17 Comments
Изъятое в Испании украинское скифское золото может быть подделкой
Международный совет музеев опубликовал заявление после давления израильских учреждений