Неделю назад стало известно о проведении первой международной ярмарки современного искусства в Алматы. С 3 по 10 декабря ALA AFT FAIR под кураторством Оли Веселовой и Санжара Серикпаева должна была объединить 11 галерей из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и представить работы более 30 современных художников. Первая арт-ярмарка должна была простимулировать развивающийся рынок центральноазиатского искусства, однако, в результате она простимулировала разговоры о коррупции, непрозрачных госзакупках и украденной концепции.
Что случилось?
1 декабря, накануне закрытого вернисажа ALA ART FAIR, арт-консультант Владислав Слудский опубликовал колонку в интернет-издании «Власть», в которой заявил, что Казахстан неэффективно тратит деньги на продвижение туризма через искусство. Помимо указания колоссальной суммы в 90 млн тенге на проведение ALA ART FAIR Владислав отметил, что представители Национальной компании «Kazakh Tourism» без какого-либо уведомления и разрешения присвоили его идею о проведении арт-ярмарки. Кроме того, в колонке были озвучены и другие вопросы к организаторам: об отсутствии ключевых арт-институций в ярмарке, о сжатых сроках проведения мероприятия, качестве кураторской работы, слабом PR-освещении и других крупных, непрозрачных госзакупках Kazakh Tourism.
Вышедшая статья за пару часов до открытия вернисажа всколыхнула арт-сообщество и представителей креативной индустрии Казахстана. В социальных сетях художники_цы и кураторы_ки стали поддерживать Владислава Слудского и делиться своими размышлениями о болях креативной индустрии: незаинтересованности государства, монополиях, непрозрачных расходах и непрофессионализме.
В ответ на резонанс независимые кураторы ALA ART FAIR Оля Веселова и Санжар Серикпаев выступили с открытым обращением в Instagram. Они сообщили, что им предложили стать приглашенными кураторами лишь в ноябре этого года, за месяц до открытия ярмарки, и они тоже выступают за прозрачность бюджета и ждут отчета от организаторов. Кураторы отметили, что приняли приглашение в поддержку создания условий, в котором художники Центральной Азии могли бы зарабатывать на своем творчестве.
«Мы со своей стороны, как приглашенные кураторы в проект, также просим прозрачности бюджета ярмарки. В настоящее время проект находится в самой активной фазе. Он еще не открыт. Нам бы не хотелось подводить участников ярмарки, мы выполним все свои обязательства перед ними и перед организаторами. И будем следить за ситуацией относительно отчета о полном бюджете мероприятия. Мы готовы озвучить наши гонорары, но в данный момент связаны пунктом о неразглашении и ждем общего решения со стороны организаторов», — говорится в сообщении кураторов.
Спустя несколько часов организаторы ALA ART FAIR отвергли обвинения Владислава Слудского, заявив, что «по фактам распространения ложной информации, не соответствующей действительности, будет вестись работа». Пресс-cлужба Kazakh Tourism не стала отрицать заимствование идеи, сообщив, что концепция обсуждалась с разными представителями и представительницами креативной индустрии, включая Слудского. Бюджеты из портала госзакупок были названы неактуальными. Более того, представители сообщили, что из-за отмены некоторых зарубежных мероприятий суммы были возвращены Министерству туризма и спорта.
Позже goszakupturaly сделали подробный разбор госзакупки, выявив, что Kazakh Tourism передали организацию мероприятия на субподряд, который получил не 90 млн тенге, а 59,5 млн. В смете судбподрядчика, по данным медиа, нет информации о конкретных расходах, но есть перечисление оказанных услуг. Среди них приглашение 10 зарубежных экспертов, организация выставочных стендов, услуги модераторов и спикеров, организация дополнительных мероприятий (круглых столов, мастер-классов, конференций), дизайн афиш и других материалов, а также услуги по обеспечению LED экраном.
Как прошло превью?
Несмотря на риски срыва, вернисаж все же состоялся. Правда, перед началом мероприятия Dump Gallery заявили, что отказываются участвовать в ярмарке. Aspan Gallery тоже сняли свои работы со стендов и отказались участвовать в ALA ART FAIR. Меруерт Калиева, основательница Aspan Gallery, поделилась, что институция отказалась от участия, чтобы «избежать ассоциации имен художников и галереи со скандалом. Хоть это (отказ от участия — прим. ред) и было сделано в последнюю минуту, организаторы с уважением отнеслись к нашему решению».
В результате на ярмарке во время вернисажа было представлено не 11, а 9 галерей: Pygmalion Gallery (Астана), Occupy Steppe (Алматы), BonArt (Алматы), Artmeken Gallery (Алматы), Картинная галерея Жаухар (Алматы), Галерея Алтын Ғасыр (Караганда), Ilgeri (Бишкек), Museum of Feminist Art (Бишкек) и Hlmrdv Gallery (Ташкент). Но уже после превью свой стенд свернули Pygmalion Gallery, а на третий день от участия отказались и Artmeken Gallery. Количество участвующих галерей сократилось до 7.
Среди представленных художников на ALA ART FAIR оказались как широко известные художники_цы, как Алмагуль Менлибаева, Сауле Сулейменова, Шамиль Гулиев, так и молодые, как Аружан Жумабек, Азамат Кенжегулов и другие. Ценовой диапазон варьируется от $80 до $8000, но большинство работ представлены в среднем от $2500. Со стороны наблюдателя можно заметить коммерческую составляющую работ, которые в основном представлены живописью и легко впишутся практически в любой интерьер, что потенциально увеличивает возможность их покупки.
«Все представлено очень культурно. Я даже не представляла, что у нас столько галерей! У нас достаточно много художников и, главное, что искусство наконец-то принадлежит народу, поэтому можно просто прийти сюда и приобрести его. Это хороший уровень мероприятия», — поделилась впечатлениями куратор Валерия Ибраева.
Также хотелось бы отметить новые лица для казахстанских зрителей — работы молодых каракалпакских художников Темура Шардеметова и Саламата Бабаджанова от Hlmrdv Gallery. Их работы не только представляют новую волну экспрессионистов, но и демонстрируют казахстанскому зрителю голоса каракалпакских культурных деятелей, которые часто оказываются невидимыми в силу малой представленности региона и его частичной закрытости после протестов в 2022 году.
Как заявляют организаторы ярмарки, в первый день закрытого вернисажа карагандинская галерея Алтын Ғасыр распродала все работы на своем стенде, а некоторые очевидцы отмечают большое количество красных точек рядом с работами (забронированные для покупки).
Несмотря на доступный ценовой диапазон и интерес к работам, мероприятие показалось довольно недоработанным. Например, стендов от Jusan Vibe очевидно не хватило для корректной подачи работ. Так, будучи зрительницей, мне пришлось обойти их трижды, прежде чем найти стенды Dump Gallery и часть работ от MoFA+, которые были выставлены на задних частях у бокового входа в фойе. Кроме того, сам размер стендов оказался невелик, из-за чего многие картины были словно слеплены друг с другом и было сложно рассматривать их полноценно. Вероятно, такая ситуация сложилась из-за сжатых сроков подготовки. Pygmalion, Aspan Gallery, а также кураторы уже подтверждали, что приглашение было направлено только месяц назад.
Сжатые сроки, в свою очередь, спровоцировали и отсутствие основных игроков рынка: Tselinny, Esentai Gallery, YEMAA, а впоследствии и Aspan Gallery, отказавшихся от участия из-за потенциального урона репутации. На вернисаже также не хватало навигирования аудитории — только у стенда Pygmalion стоял куратор, рассказывающий о представленных работах зрителям и зрительницам. Выявить остальных кураторов_ок и узнать больше об их галереях было невозможно, так как они смешались с гостями и стояли в стороне от собственных стендов. Возможно, так было только на вернисаже.
Кроме того, перед запланированным открытием наблюдалась хаотичность, учитывая разразившийся скандал. Кураторы и организаторы то планировали официально открыть вернисаж, то отказывались от этой идеи. В результате спустя час после начала мероприятия оно все же было открыто. Уже в приветственной речи кураторка Оля Веселова назвала ALA ART FAIR центральноазиатской ярмаркой, несмотря на то, что во всех информационных материалах она значилась как международная. Очевидно сказывалось волнение кураторов, которые стали причастны к общему скандалу, хотя выступали приглашенными экспертами.
Почему скандал вокруг ALA ART FAIR стал показательным?
Учитывая чувствительность этой темы, невозможно не думать о последствиях появившегося конфликта. Скандал вокруг ALA ART FAIR подчеркнул ряд неразрешенных проблем в казахстанской культурной сфере и поднял важные вопросы о прозрачности, государственной поддержке и профессионализме в организации мероприятий такого уровня. Противоречия, которые возникли, обострили проблемы, связанные с поляризацией общества, отсутствием кризисных стратегий и недостаточным вниманием к аспектам авторских прав.
Освещение событий в социальных сетях только подчеркнуло разделение общественного мнения и вызвало острый ответ от участников культурной сцены. Пока отсутствует конструктивный диалог и созидательное обсуждение, а эмоциональные реакции создают атмосферу враждебности. Несмотря на трудности, с которыми столкнулась вся креативная среда Казахстана, ситуация может послужить поводом для глубокого анализа и улучшения взаимодействия между государственными структурами, организаторами культурных событий и художественным сообществом. Хочется верить в то, что конфликт не дискредитирует креативную индустрию, но позволит нам, как гражданскому обществу и отдельным представителям и представительницам арт-коммьюнити, требовать более бережного, вдумчивого и прозрачного процесса организации ключевых мероприятий, а также не бояться вступать в диалог друг с другом, при этом не применяя карательных мер.
Международная ярмарка современного искусства ALA ART FAIR открыта до 10 декабря в пространстве Jusan Vibe.
Адрес: г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 36.
График работы: 3-10 декабря с 10:00 до 21:00.
Вход свободный.
В Южной Корее построят крупнейшее в мире хранилище произведений искусства
Музей Помпиду купил серию фоторабот Елены и Виктора Воробьевых