С 6 по 10 марта в столице Королевства Испания прошла одна из самых ярких, больших и динамичных ярмарок в испано-язычном мире Arco Madrid. Куратор и арт-консультант Владислав Слудский делится своими впечатлениями о посещении ярмарки, наиболее интересных галереях и художниках, а также дает небольшой экономический анализ этого события.


После многих поездок на самые разные ярмарки мира от Art Basel в Базеле до Frieze Art Fair в Нью Йорке было сложно воспринимать Мадрид, как еще одну точку на карте, которую нельзя будет пропускать и в будущем. Рынок искусства по-прежнему крайне централизован в таких городах, как Базель, Лондон, Нью-Йорк, Париж и, в меньшей степени, Гонконг, а посещение даже одной ведущей ярмарки в год в одном из этих культурных полюсов уже дает некоторое представление о международном рынке, трендах и позволяет заранее узнавать о каких-то крупных проектах и выставках, которым еще только предстоит случиться.

В этом смысле ждать особых побед от Мадрида, с его относительно слабой экономикой, изолированностью и довольно крупными налогами казалось бы не стоит. Однако, после визита на 43-ую итерацию Arco Madrid становится очевидно, что организаторы события хорошо осознают свое место в мировой экосистеме искусства и справедливо претендуют на самые сильные в ней позиции. Смелость решений, экспериментальные форматы, насыщенная программа и по-настоящему впечатляющий продакшн превращают эту нишевую, региональную и испаноязычную ярмарку в место, которое нельзя и не хочется пропускать даже ведущим профессионалам мира.

Вероятно поэтому на превью можно было увидеть самых разный людей от звездных кураторов вроде Ханса Ульриха Обриста и Клауса Бизенбаха до важных коллекционеров вроде Алана Серве (Alain Servais) или Эллы Фонтаналс-Циснерос (Ella Fontanals-Cisneros). Это не считая примерно 95 000 посетителей, короля и королеву Испании, а также внушительное количество частных и общественных институций, которые покупают искусство в свои коллекции прямо там. Один только музей Reina Sofia приобрел произведений на €553 000 увеличивая свою коллекцию на 30 объектов и 22 новых имени, 17 из которых художницы-женщины среди которых можно заметить Белену Уриел (Belén Uriel), Соню Наварро (Sonia Navarro) и Мари Пури Хераро (Mari Puri Herrero).

Примечательно то, что в поисках своей уникальной и конкурентоспособной модели ярмарка не заканчивается исключительно галереями: внутри проекта были и технологические стартапы, работающие с современным искусством, несколько ювелирных и фэшн брендов, большое количество издательских домов и медиа проектов от El Pais до знаменитого AD, а также лекторий с активной образовательной программой, лекциями и дискуссиями, несколько художественных премий, лаундж коллекционеров и много другой инфраструктуры. Вместе с итальянской Artissimo, Arco одна из двух крупных европейских ярмарок, которая финансируется государством — бюджет проекта в этом году составляет 4,5 млн, аккумулируя городу порядка 80 млн за одну неделю. В экономику деньги возвращаются через отели, сервисы, налоги с продажи произведений, логистику, страховку, производство и зарплаты.

Devouring lovers Installation at Hamburger Bahnhof, Берлин. Фото: Bombon

За пределами экономических бенефитов есть и политические: ярмарка основана в 1982 году галеристкой Жуанной де Айзпуру (Juana de Aizpuru), как попытка перезапустить отношения с мировым культурным сообществом после того, как их разрушила диктатура Франко. То есть для Испании Acro является по-настоящему страновым проектом, который поддерживает государство и крупный бизнес, пытаясь перенаправить потоки большого капитала из других западных столиц. Успех ярмарки такой заметный, что по мнению журналистов из Artnet, Мадрид даже может составить конкуренцию другому известному среди испаноязычных элит городу — Майами. Климат, рестораны, эстетика города, экспортные законы, его готовность принимать UHNWI (Ultra High Net Worth Individuals) — все эти факторы влияют на решение отдельного человека о том, лететь ему в Базель, Лондон или Мадрид. То есть задача любого современного города сегодня это создать максимально комфортные условия, для циркуляции креативного капитала. На этом фоне удивительно выглядит то, что Казахстан до сих пор регулирует вывоз произведений искусства и создает всяческие искусственные и анти-рыночные барьеры в виде справки “культурной ценности не имеет” и пошлины на нее. Сложно представить себе иностранца, который захочет платить дополнительные к стоимости произведения искусства деньги и возиться с нашей бюрократией для того, чтобы вывезти произведение за условные €10 000. Так, эти деньги не попадают в экономику, а наш креативный сектор остается таким только в отчетах.

Разумеется выбор произведений искусства в Испании будет сильно отличаться от того же Базеля; цены на произведения ниже, с существенным фокусом на латиноамериканский и испанский мир, художники и галереи моложе и доступнее. Но если вы не Стивен Коен и не охотитесь за Жаном-Мишелем Баския с семью нулями — то Arco скорее всего удовлетворит ваши потребности. Это идеальная ярмарка для начинающих, молодых и интересующихся миром искусства коллекционеров.

Работа Энтони Гормли в галерее Thaddaeus Ropac. Фото: сайт Thaddaeus Ropac

Помимо очевидно влиятельных и интересных мировых галерей вроде Thaddaeus Ropac с его неизменным Энтони Гормли или Esther Schipper с Уго Рондиноне, а также череды самых разных работ Антони Тапиеса и Миро, были и более уникальные, молодые проекты. Барселонская Bombon Gallery представила Еву Фабригас (Eva Fàbregas) которая прогремела недавно в Берлинском музее Bahnhof, открытием стала Аргентинская галерея Sendros которая представила молодого художника Андрес Пинья, который ловко жонглирует напряжением между поздним капитализмом и аграрными обществами. Нельзя не отметить коллег из галерее Art Beat, которые являются одной из двух наиболее активно выставлявшихся галерей Грузии, а также Киевско-Майямскую Voloshyn Gallery, которая представила Данило Халькина.

Среди других приятных сюрпризов, галерея Perdo Cera показала произведения туринского художника монгольского происхождения Бехбаатара Энхтура, знакомого казахстанцам по выставке ARTBAT FEST, которая проходила в Алматы с августа по ноябрь, 2023 года. А это значит, что Алматы, пусть и немного, но тоже задает тренды в мировом рынке искусства.

Развитие чего-либо в культуре требует системного подхода, политической воли, прозрачности и синергии разных секторов экономики. Arco не стала вдруг замечательной ярмаркой на пустом месте — еще десять лет назад это было относительно маленькое мероприятия сделанное Мадридом, в первую очередь, для выстраивания своего культурного ландшафта. И даже это заняло у организаторов и владельцев события свыше 30 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *