Место захоронения известного художника Сергея Калмыкова, умершего в 1967 году, на протяжении 55 лет считалось утерянным. Поиски начались только в конце 80-х – начале 90-х годов, но и тогда они не увенчались успехом. Так же как и при жизни Калмыкова называли сумасшедшим, так и его искусство было непонятым и потерянным современниками. Банальная история большого художника, словно из методички великих…
«Однако есть на выставке один уголок, вызывающий досадное недоумение. Это уголок работ Калмыкова Сергея. Бездушный схематизм его совершенно не вызывает никаких эмоций и по содержанию представляет собой невероятную путаницу. В его «Трибуне-памятнике» с одной стороны весьма неудачно стремление создать до наивности величавый памятник трибуну, с другой — полнейшая профанация замысла художника, какие-то нелепые фигуры, одна из которых по развязности похожа на коммивояжёра, нелепо размахивающего огромными пустыми чемоданами. Вершина заключена в сеть каких-то реек. Что эти рейки должны изображать — и самому художнику, вероятно, невдомек. Голый, бездушный формалистический схематизм суть этой картины», – так в журнале «Литературный Казахстан» высказывались о творчестве Сергея Калмыкова в 1937 году.
Городской сумасшедший тогда – востребованный гений сейчас
Сегодня, Сергей Калмыков – это один из выдающихся казахстанских художников, чьи работы уходят с аукциона с небывалым успехом для отечественного искусства. Именно работы Калмыкова выбирают арт-мошенники для реализации подделок.
В настоящий момент в музее имени Кастеева хранится более 1100 произведений искусства Сергея Калмыкова выполненных в живописи и графике. Это большое собрание полотен из разных периодов жизни художника. Который, порой из-за отсутствия финансов, мог написать картину на всем, что попадалось под руки.
Соседи Калмыкова рассказывают истории о том, что в его доме была кипа газет, которые служили стулом, столом, кроватью и другими предметами домашней мебели. Некоторые свидетели и вовсе отмечали нездоровый вид гения, вызванный скорее всего недоеданием.
«На нём и летом и зимой был плащ из дерматина, беретка на бок, холщовая сумка и обязательно красный элемент – так выглядел художник. Мы считали его городским сумасшедшим. Когда Калмыков проходил мимо «Бродвея», где собиралась алматинская молодежь, он совершенно ни на что не реагировал. Было много насмешек, в след летели какие-то предметы, но он жил в своём мире», – рассказала Клара Летникова, которая встречала художника на улицах города.
Незадолго до смерти Сергей Калмыков оказался в психиатрической больнице, где и скончался. Похоронным ритуалом занимались сотрудники больницы, скорее всего за казённый счёт. После этого, след гения теряется.
Последний приют гения
В 2021 году журналистка Евгения Морозова случайно наткнулась на публикацию в Faceebok, где рассказывалась история Калмыкова и в конце было указано: “умер в 1967 году, могила его неизвестна”. Однако, под публикацией оказался комментарий Олега Федорова: “Я знаю, где могила Калмыкова. Мне отец ее показывал!”. Морозова не смогла остаться равнодушной, связалась с автором комментария, который оказался из семьи художников. Его родители дружили с Сергеем Калмыковым и после смерти, вместе с отцом он посещал могилу художника. После чего журналистка вместе с исследователем-некрополистом Георгием Афониным в течение года проводили свое большое расследование.
«Олег сказал: вот сейчас по главной аллее, потом налево, через 50 метров еще раз налево, и там еще метров 50. Мы пошли за ним. И пришли сразу же к могиле. Ну как к могиле… Пустое место с небольшим холмиком, заросшим травой и кустарником. Олег говорит: когда-то на могиле стоял небольшой деревянный столбик с табличкой. Калмыков же умер в больнице, хоронили его, скорее всего, за казенный счет. На табличке когда-то был номер, фамилия-имя-отчество, годы жизни. Олег это помнит хорошо», – написала в своём материале Евгения Морозова на Ratel.kz.
После была проделана рутинная работа с городскими архивами, где и была найдена запись о смерти художника, и тех, кто похоронен рядом с ним. Благодаря этому документу, Морозова и Афонин, утверждают, что нашли могилу Калмыкова.
«Я уверен, что это его место захоронения. При эксгумации вы получите мужской скелет, не отличающийся ничем от любых других мужских скелетов. Определить по черепу или по костным остаткам, что это именно Калмыков, вы не сможете. Для ДНК нет родственников. Считаю, что затея с эксгумацией абсолютно абсурдная. Есть документальные и другие исторические источники, которые позволяют установить место захоронения. Это мировая практика», – поделился Георгий Афонин.
Заслуженный деятель РК, режиссёр Александр Головинский очень скептически относится к найденному месту захоронения художника. По его словам в 80-х годах режиссёр Игорь Гонопольский и писатель Слава Карпенко снимали большое документальное кино про Сергея Калмыкова, в котором так и не смогли найти могилу.
«Они искали везде. Через театр, через архивы. Никто не знал. И сейчас спустя столько времени, оказывается, что его хоронила его коллега из театра. Почему она тогда молчала? Для меня это остаётся «предполагаемая» могила Калмыкова».
Сейчас на месте захоронения Сергея Калмыкова неравнодушными установлена оградка, крест и табличка с именем. Журналисты, коллеги и почитатели творчества отдали дань последнему приюту художника.
Персональная выставка
В рамках этого открытия и новой главы в истории Сергея Калмыкова в музее искусств им. Кастеева открылась персональная выставка в его честь. Сегодня этот раздел коллекции заслуженно является гордостью коллекции музея, неизменно вызывая неподдельный интерес у широкой публики.
Выставка «Калмыков. Последний приют» продлится до конца октября 2022 года.
Адрес: мкр. Коктем–3, д. 22/1 (Государственный музей искусств им. А. Кастеева).
Вход платный: от 200 до 500 тенге.
График работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00.
Искусство Бишкека: гид по музеям и галереям
Как прошла новая закрытая встреча Onermen Kezdesu