Эта история о настоящей страсти к своему делу, о настоящем успехе. Когда человек горит своим делом, он перестает «работать» и начинает «творить» –  только такие плоды творчества по настоящему ценны. В этой статье я расскажу про творца: фотограф, кулинар, художник – кто же на самом деле Асия Фаткулина? – всё перечисленное, и даже больше…

«Когда исчезает фокус, на первый план выходит цвет. Цвет – это основа моей живописи, я в нем купаюсь и растворяюсь. И в расфокусе видно, как соприкасаются все фигуры и предметы, не оставляя зазоров и расстояний. Не важно, из какого теста и сора мы созданы, все едино и взаимосвязано. Каждый человек как объект и контейнер с искусством. Образы проявляются сквозь размытый взгляд, который, убирая лишние детали, оставляет только самое важное и сокровенное. Перенося на холст цветовые пятна, другие смысловые слои приходят сами – как, например, в картине «Молитва». И ещё одни важный компонент этой серии – это свет! Особенно в работах «Отражения», он как основа и смысловой стержень композиции», – Асия Фаткулина.

Полотна Асии – это нечто большее, чем эмоциональное и эстетическое наполнение. Удивительный факт: созерцая её картины вживую, меня стало затягивать в какое-то медитативное состояние и я не хотела это прерывать. Суета мира и бытовые заботы потеряли свой смысл и я ощутила в себе что-то действительно важное и вечное…

Очарование искусства Асии Фаткулиной будто сняло с меня шелуху слой за слоем, и я вернулась к самому началу, к ядру, к источнику. Это невероятно окрыляет, но в то же время даёт ощущение возвращения домой, в самую суть, где всё невероятно естественно и легко. Полотна Асии, как волшебное зеркало, которое отражает нашу жизнь только очищенную от физической реальности. Будто-бы с холстов на меня смотрели чистые души, плавно выступающие из ткани Вселенной, но по сути неотделимые от неё. Созерцая всё это, возникла радость узнавания своей настоящей природы, своей сути, и я на миг ощутила, что это правдивее, чем весь этот материальный мир.

Асия Фаткулина, «Фигуры». Фото предоставлено художницей.

Сама Асия Фаткулина рассказывает, что на формирование её мировосприятия оказали большое влияние книги, как художественная литература, так и профессиональная об изобразительном искусстве. Отец Асии поощрял изучение книг по живописи. Он не был художником, но обладал от природы тонким вкусом. В дальнейшем, важную роль в формировании художественного языка Асии Фаткулиной сыграла 10-летняя практика в психологии с  ведением психотерапевтических групп. Наибольший интерес в этой сфере, по словам художницы, был в помощи себе: «Я себя всю жизнь по кускам собираю, и психология в этом сильно помогла».

Активно заниматься живописью Асия начала около трёх лет назад. В начале ее творческого пути большой след оставило открытие художников-символистов «Голубая роза». Общими свойствами живописи художников «Голубой розы» были повышенная чувствительность к цвету и его оттенкам, а также их музыкальные ассоциации. Особенно Асия выделяет художников П. Уткина и М. Сарьяна. Их художественная подача заложила ряд кирпичиков в формировании Асии Фаткулиной как художницы-символиста.

Асия Фаткулина, «Спасутся те, кто…». Фото предоставлено художницей.

Основные принципы символизма – это неисчерпаемые возможности воображения, где интуиция является главным инструментом познания. Символизм в картинах Фаткулиной скорее не о придуманных образах, а об умении сделать видимым невидимое – это непостижимо умом, но интуитивно ощущается.

Широкое художественное пространство вариантов и образов в творческом выборе Асии, помимо символизма, вмещает в себя еще одно художественное направление – абстрактный экспрессионизм, который в свое время перевернул современный мир живописи. Важным пунктом в понимании этого течения для художницы была книга Мэри Габриэль о пятерых женщинах художницах работавших в данном стиле –  «Женщины девятой улицы» – это Ли Краснер (которая являлась женой Джексона Поллока), Элен де Кунинг, Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер. Глубоко поняв настоящую абстракцию, Асия осознала, как трудно художнику на самом деле отойти от объекта.

«Абстракция – это не просто «наляпать». Это, конечно можно, но, что это будет за собой нести? В абстрактном искусстве особенно важен именно подтекст, какая-то идея, ритм и многое другое. Поэтому эта книга достаточно интересное открытие для меня». 

Асия Фаткулина, «Натюрморт с ромашками и лимоном». Фото предоставлено художницей.

Также кисти Асии касаются и наивной живописи. Она отмечает, что из этого направления ее особенно вдохновляет Марк Шагал. Если проводить параллель с работами Шагала и Асии, то действительно можно найти общность между двумя авторами в трогательности образов и чистоте красок.

Асия Фаткулина, «Девушки в цветущем саду». Фото предоставлено художницей.

Очарованию вибраций живописи, атмосфере и состоянию Асия училась у импрессионистов. В особенности у Клода Моне. Пропустив через свое сердце великие произведения и стили, Асия смогла сформировать свой собственный художественный почерк, в первую очередь через понимание так называемого кода искусства. Неугасаемый интерес художницы и стремление к развитию насмотренности, анализу – помогли в обучении и изучив множество материалов о художниках и стилях, Асия Фаткулина соединила эти знания со своей собственной индивидуальностью.

Около десяти лет назад Асия стала «видеть цвет» во всей его многогранности, что является главным выразительным средством в ее работах, и это, по её словам, случилось «одномоментно». Озарение произошло во время отдыха на Иссык-Куле.

«С тех пор у меня в голове кто-то завелся», – шутливо отмечает художница.

Асию стало тянуть к живописи, но веры в то, что она сможет передать цвет так, как она видит, изначально не было. Она получила образование художника-модельера и профессиональный акцент был на графике и техническом рисунке и, к тому же, художница никогда не писала масляными красками. Фаткулина профессионально занималась фотографией, устраивала выставки своих работ и, этот её внезапно открывшийся талант успешно выразился в фотографии.

Я видела фотографии Асии, этому можно посвятить отдельную тему. Она умеет выхватить самый характерный экстракт мгновения. Художница призналась, что именно её фотографии являются референтами ее работ в живописи.

«Но иногда фотографии настолько самодостаточны, что хочется их просто напечатать в хорошем качестве и сделать отдельную выставку», – отмечает Асия Фаткулина.

Ключевой момент в творческих поисках Асии, иллюстрирующий зарождение её видения живописи: это то, что произошло на стыке фотографии и живописи. Как-то художница решила сделать расфокус в фотографии.

«И эти цветовые пятна меня захватили… И, что самое поразительное для меня, я стала видеть, что люди могут стоять в случайном месте, в случайное время и, это может быть настолько гармоничным по цвету, что просто невероятно, хотя это не постановочно. Сначала я ловлю такое с помощью камеры а потом уже переношу на холст, как эскиз, но часто дополнительные слои будто сами появляются».

Асия Фаткулина, «Молитва». Фото предоставлено художницей.

Асия приводит в пример работу «Молитва». По задумке в ней не было ничего трагического. Вдруг, в изображенной толпе людей к ней пришли образы кровавых подтёков и молельное полотенце на руках…

«Не знаю! Это всё само возникло в процессе написания и я уже плохо контролировала процесс. Я ещё подумала к чему это все? Все хорошо… И название картины пришли в процессе написания… Вскоре началась война (прим. ред. – Российско-Украинский вооружённый конфликт)».

Сегодня, основная деятельность Асии – это кулинария. Она бренд-шеф в трёх заведениях Алматы: «Это хобби, которое переросло в профессиональную работу», – отмечает она.

Асия Фаткулина, «В движении». Фото предоставлено художницей.

В этой картине Асия Фаткулина передает свои ощущения от проносящихся за стеклом поезда деревенек и огоньков в сумерках. «Все мелькает и в восприятие остаётся ритм и цвет», – комментирует художница свою работу.

Асия Фаткулина, «Осенние листья». Фото предоставлено художницей.

«Был пронзительный осенний день. Картина была начата на ярко синем фоне, но контрасты с осенними листьями не дали того свечения солнечного света, который я ощущала. Я усилила солнечный свет и с помощью листьев создала ритм. Это ритм падающих листьев. Ощущение этого дня выразилось именно в этом свете и ритме».

Асия Фаткулина, триптих «Гармония», «Тревога», «Падение». Фото предоставлено художницей.

Этот триптих как отсылка к январским событиям. На первый взгляд так не скажешь, но если присмотреться, мы видим, как гармония переходит в тревогу, когда пространство начинает колебаться и расшатываться перед падением и выхватываешь это ощущение тревоги. И, собственно, само падение. Предметы в композиции взяты вполне прозаичные – бутылка, смятая бумага и яйцо, но, в этом и состоит тонкость восприятия. Настоящий художник может через любой предмет передать нужное ощущение, этим избегая буквальности и документальности.

Асия Фаткулина, «Раннее утро». Фото предоставлено художницей.

А это вид из окна художницы в 6 утра. Обратите внимание на это светящееся окошко. Это свет включенной лампочки или отразилось восходящее солнце. Но, главное – свежесть присущая только раннему утру. Будто за ночь пространство очищается и рождается заново. Рассвет на картинах иногда легко перепутать с закатом и чтобы этого не случилось, нужно крайне точно подобрать колорит восходящего дня. Данное полотно является ярким примером нюансной, нежной палитры утра.

«На картине «Отражение 1», изображён кусочек моей комнаты с зеркалом, в котором можно увидеть мой силуэт. А затем на картине «Отражение 2», только фрагмент с зеркалом. И, если экспозиционно их выставлять они должны висеть друг напротив друга. Чтобы был так называемый «вибрационный коридор».

Важные факты в творчестве Асии Фаткулиной:

– Художница понимает, что картина закончена, когда она начинает «звучать». Звук не как нота, а как вибрация.

– Запах духов для неё всегда имеет цвет. 

– Образы и идеи картины сначала вынашиваются в сознании художницы, а когда она созревают, исполнение проходит на одном дыхании.

По мнению Асии Фаткулиной отличие ремесленника от художника в том, что ремесленник ориентирован на заказчика и как такового стиля у него нет. Манера письма у коммерческого художника ориентирована на вкусы публики и может подстраиваться под рынок для удовлетворения спроса. А художник просто не может не рисовать. Его манера письма всегда будет узнаваема. “В один момент с человеком «что-то” случается и это «что-то» требует выражения.” Если такое происходит с вами, Асия советует во-первых развивать насмотренность только глубоких художественных произведений. Следующий шаг это сформировать свои собственные смыслы, каким будет посыл в ваших картинах и параллельно учиться мастерству. Но без насмотренности произведений искусства и вложения смысла в свои картины и только на одном умении рисовать очень мало шансов стать настоящим художником.

В завершении нашей беседы Асия призналась, что в процессе разговора об искусстве, узнаешь многое о себе и после паузы в живописи у нее снова пришло вдохновение. В первую очередь продолжить серию «Цикл фигуры» и подготовить персональную выставку. В подтверждение появившихся идей, художница цитирует слова из песни группы Наутилус Помпилиус:

«…Но если никто мне не задал вопрос,

Откуда я знаю ответ что…

Воздух выдержит только тех,

Только тех, кто верит в себя…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *