История становления художницы Толкын Сакбаевой — это не только про борьбу за право быть, полноценно жить и творить несмотря ни на что. Это также и про любовь, счастье и талант. Толкын родилась 12 января 1990 года в Алматы с диагнозом детский церебральный паралич. Врачи не давали обнадеживающих надежд родителям, но уже в 4 года Толкын взяла в руки карандаш и пристрастилась к рисованию раз и навсегда.

Она не любит говорить о диагнозе, не позволяет давать себе поблажек и живет самостоятельной счастливой жизнью. Сегодня Толкын Сакбаева — известная художница, живущая и работающая в Испании. Она постоянный арт-резидент Центра искусства и культуры «Эспронседа». На её счету несколько персональных выставок в Испании и Казахстане, а также участие в групповых проектах.

Главный редактор Art of Her Рус Бикетов поговорил с Толкын Сакбаевой о сложностях получения художественного образования с диагнозом ДЦП в Казахстане, о становлении на арт-сцене в Испании и взаимоотношениях с известной сестрой Тогжан Сакбаевой.

Фото: Art of Her/Юлия Потапенко

Толкын, расскажите о своей художественной практике? Когда у вас появился интерес и раскрылся талант?

Я рисую с детства, но только в 18 лет поняла, что такое настоящее искусство, когда попала на курс к великому мастеру Кенжебаю Дуйсенбаеву в художественном колледже имени Орала Тансыкбаева (Алматы). В начале нашего знакомства, он был осторожен в общении со мной, практически не взаимодействовал, скорее наблюдал. Мы сблизились через мои картины, он стал меня понимать, и в течение года мы полностью слились в едином потоке: ментально и духовно.

Сейчас, я занимаюсь не только живописью, хотя живопись — мой основной медиум; мне очень интересен видео-арт, фотография и арт-активизм.

Вы закончили не только колледж, но и заочно академию искусств им. Жургенова. Насколько наша система образования адаптирована к людям с ограниченными возможностями?

Я училась в колледже четыре года, а в Академии год очно и три года заочно. Колледж стал почти моим вторым домом, в то время как про Академию им. Жургенова, к сожалению, я не могу этого сказать. В мое время не было никакой адаптации для людей с ограниченными физическими возможностями.

Были случаи, когда сами учителя (не из моего факультета), вслух высказывали некорректные комментарии: «И эта больная у нас учится?!». В этот момент я думала про себя: «И это люди искусства и культуры?!». В начале и середине 2000-х, не было ни инфраструктуры, ни прецедентов для такой интеграции. Люди с ДЦП были обречены обучатся в специально отведенных школах и максимум получить среднее образование не лучшего качества. Это такая фатальная, предсказуемая судьба для таких людей в нашей стране с точки зрения возможностей инфраструктуры. Поэтому и с точки зрения профессиональной реализации — людям с ДЦП даже мечтать сложно. Мне просто повезло, что родители активно боролись за мои права, я опережала сверстников по знаниям и школьной программе, поэтому экзамены сдала легко, плюс меня поддержал колледж в лице моего маэстро и наставника, поэтому академии пришлось меня принять. После первого курса, я выиграла грант в Барселоне (Испания) и уехала учиться туда, а академию закончила экстерном и заочно.

Я надеюсь на сегодняшний день все гораздо лучше. Недавно проходила мимо Академии им. Жургенова и увидела пандус. Надеюсь, с этим пандусом и умы педагогов расширятся.

Уже достаточно долгое время вы живете и работаете в Испании. Изменился ли ваш почерк? Чувствуете ли вы в своем творчестве новый язык – на стыке азиатской и европейской культуры?

Бытие порождает сознание. Конечно, среда сильно повлияла. Я в Испании живу уже более 10 лет. Я уже не та романтичная девочка, любящая Матисса. В целом изменился мой взгляд на мир. Испанские арт-критики называют мое искусство «action-painting» потому, что я рисую «всем телом», по моим мазкам можно разглядеть движение. В то же время, многое в моей базе, я взяла из нашей «локальной» школы, в частности у маэстро. Нарративы тоже поменялись, но тут я не знаю, география ли виной или возраст. Ведь именно со временем, с опытом, наши фокусы интересов меняются. Так что, думаю, это совокупность факторов. Но насмотренность в Европе де-факто выше у художественной среды и у зрителя.

Я знаю, что вы активно работаете в направлении арт-активизма. По вашему мнению, почему это так важно для художников в 21 веке?

Я думаю, что арт-активизм важен в 21 веке по нескольким причинам.

Во-первых, он позволяет художникам и активистам достигать широкой аудитории и вызывать эмоциональное воздействие на людей, что может способствовать повышению осведомленности и мобилизации общественного мнения.

Во-вторых, арт-активизм может быть формой непосредственного участия в действии и протесте, позволяющей выразить свою позицию и привлечь внимание к определенным вопросам.

В-третьих, он способствует разнообразию и свободе выражения в обществе, позволяя людям использовать искусство как мощный инструмент для выражения своих идей и мнений.

Арт-активизм имеет потенциал изменить общественное сознание, вызвать дискуссию, повлиять на политические решения и изменить нормы и ценности общества. В частности, я активно участвую в художественных проектах с художницами-феминистками. Один из последних примеров, наша конференция и панельная дискуссия в музее Рейна-София в Мадриде (Испания). А также, мое участие на VIII биеннале современного искусства фонда «ONCE», где я выставлялась совместно с более чем 30 авторок, включая Louise Bourgeois, Judith Scott, Leonora Carrington.

В своих проектах, я поднимаю ряд вопросов, включая тему интеграции людей с физическими ограничениями в общественную деятельность — эйблизм. Также вопросы толерантности и более гибкой системы восприятия женщин в искусстве.

Легко ли вам удалось адаптироваться на испанской арт-сцене? В чем различия современных сообществ там и в Казахстане?

Наверно, у меня кредо — быть среди художников, они мне ближе и понятнее. В Мадриде, все мои друзья — это представители арт-среды, включая очень известных художников на международном уровне. У них нет предрассудков в отношении физических возможностей. Меня очень быстро приняли за свою.

Там художники имеют ярко выраженную политическую позицию. Они всегда или радикально левые, либо правые — все активно выражают свое мнение и хотят влиять на историю своего времени. Не у всех конечно это получается, но главное — они не безразличны и верят в перемены через действия. Например, есть большое сообщество художниц-феминисток, я туда тоже вхожу. Они активно борются за права женщин в искусстве, и помимо критики, всегда предлагают решения.

Наши художники, в большинстве своем, не имеют своих политических взглядов, либо зачастую не умеют выражать свои позиции через искусство. Мы просто делаем искусство, а для чего и зачем — мало кто задумывается. Хотя, в плане мастерства и техники (в частности, в живописи) у нас, конечно лучше, но это мое субъективное мнение и спорный вопрос.

Фото: Art of Her/Юлия Потапенко

Отличается ли у зрителей восприятие людей с ДЦП в Испании и Казахстане?

Кардинально. В Испании, всем все равно, как ты выглядишь, во что одет, как двигаешься. Для меня это парадокс. В Казахстане люди добрые по натуре, имеют фундаментальные ценности, верят в глубокие чувства, но есть проблемы с принятием «иных», отличающихся от большинства, от стереотипа «идеального/нормального». Во-многом, полагаю, это из-за отсутствия информации, образовательных процессов где транслируют ценность толерантности, что все люди разные, мнения каждого может отличаться и быть все равно верным и т.д.

В одном из интервью, вы сказали, что живопись не делает вас счастливой. Тогда что вы получаете от работы?

Не помню такой фразы. Наверно, я имела ввиду, что нужно быть счастливым независимо от того, что ты делаешь. У художников есть постоянная потребность самовыражаться через свои техники. Это своего рода как зависимость, если раз попробуешь, потом невозможно остановиться. То есть, это не работа, а именно необходимость.

Кем бы вы могли ещё стать, если не художницей?

Наверное, я выбрала бы стать фельдшером на скорой помощи, потому что там нет времени думать ни о чем, понимаешь, что смерть близка и действуешь, помогаешь. Мне нравятся моменты, когда нужно просто действовать — я по натуре быстрый человек. И из-за этого, когда начинаю писать картины, пишу быстро и живо.

В Казахстане у вас влиятельная сестра Тогжан Сакбаева, директор Esentai Gallery и основательница Art Future. Вы часто участвуете в групповых выставках галереи, а в 2019 представили там свою персональную выставку. Как происходит рабочее взаимодействие между вами?

Тогжан уважает мое видение, а я ее. Мы умеем договариваться. Часто имеем разные точки зрения. Несмотря на то, что Тогжан — моя сестра, и очень многое делает для других художников, со мной у нее серьезные профессиональные отношения. За весь период, я только один раз проводила свою персональную выставку, к которой основательно готовилась более года. Был успех. В групповых выставках, на площадке Esentai Gallery, команда интегрирует мои работы, если они подходят под тему экспозиции. 

Фото: Art of Her/Юлия Потапенко

Не мешает ли карьера сестры вашей карьере?

Абсолютно не мешает. Моя основная деятельность зарубежом, там я выставляюсь и там меня покупают. Более того, то что делает Тогжан в Казахстане — очень сложный труд, она тратит много денег, времени и сил в развитие дела, авторов, коллекционеров, зрителя.

Мы развиваемся параллельно, просто на разных географических точках. Поддерживаем друг друга, но очень самостоятельны. Это было всегда моей целью — жить самостоятельно, не зависеть ни от кого. И я всегда открыта к новым предложениям к сотрудничеству с другими галереями Казахстана.

О чём мечтает художница Толкын Сакбаева?

Что бы мои работы покупали не только зарубежом, но и на родине — в Казахстане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *