В Алматы в Доме офицеров проходит персональная выставка Ербосына Мельдибекова «Буран – Байконур, между шелковым путем и млечным», организованная Центром современной культуры «Целинный». Название этого цикла работ напоминает о советском космическом проекте «Буран» (1988), который отправился в космическое пространство, «…предназначенный для экспорта и транспортировки идей революции и нового человека во все галактики вселенной». Однако, амбициозному плану не суждено было сбыться, а корабль остался ржаветь на космодроме.
Переосмысленные произведения художника, ранее знакомые зрителям с предыдущих выставок, приобрели новое дыхание в помпезном Мраморном зале Дома офицеров.
Ербосын Мельдибеков – мультидисциплинарный художник и скульптор, который на протяжении многих лет вкладывает свои усилия в развитие искусства в Казахстане. Он исследует прошлое и настоящее не только своего народа, но и события и следы советского прошлого на карте Центральной Азии. Темы, которые художник исследует через призму своего восприятия, прямо отражены в его работах. В современных реалиях они служат средством самоопределения казахстанского искусства как части чего-то большего.
Визитной карточкой выставки стала серия работ «Падение автора», органично вписанная в общую тему, предложенную художником. Фигура, выполняющая движения в воздухе, с последними силами сопротивляется гравитации, но, тем не менее, поддается ей – полноразмерная работа, которая не оставит равнодушным ни одного зрителя.
Ранее известная фотография «Брат мой, враг мой», вызывавшая неоднозначные реакции в 2001 году, превратилась в бронзовую инсталляцию «Прощай, брат!».
«Прощай брат!» – работа-отчаяние, работа-поражение. Реальность оказалась мрачнее самой черной, иррациональной, хтонической фантазии. Мир стал невозможней невозможного», – поясняет работу художника Дастан Кожахметов, куратор выставки.
Художественный язык Ербосына Мельдибекова многообразен, всегда точен, хлесток и узнаваем. Саркастическая и критическая тональность в его работах передает не всегда радужные реалии его соотечественников, и тем не менее дарит надежду на то, что через время это можно будет «перевернуть» под нужным углом.
Деконструкция и демифологизация традиционного мировоззрения – принципы работы Мельдибекова, который трансформирует идеи и события прошлого, выплавляя их из бронзы, помещая в телевизоры, проводя всевозможные манипуляции снимает «пелену» с глаз. Эта выставка – поэтическо-сатирический полет в мир разрушенных иллюзий, в мир, где попытки создать «светлое будущее» напоминают деформированную раковину.
Отметим, что выставка «Буран – Байконур, между шелковым путем и млечным» получила в целом положительные отзывы арт-экспертов, в очередной раз подчеркнув значимость современного казахстанского искусства и его способность вдохновлять и привлекать внимание культурных центров.
Персональная выставка Ербосына Мельдибекова «Буран – Байконур, между шелковым путем и млечным» продлится до 1 марта 2024 года.
Адрес: г. Алматы, ул. Зенкова, 24 (Дом офицеров).
График работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.
Вход свободный.
«Цензура на Западе точно такая же, как и в Китае Мао Цзэдуна» — Ай Вэйвэй об отмене его выставки в Лондоне
Вечер перформансов BATTAL: в Алматы три театра покажут пластические перформансы