Стоит только задуматься о том, какая огромная работа стоит за организацией выставки до ее официального открытия и в голове тут же рождаются вопросы: с чего начинается выставка, как привлечь посетителей, как разработать концепт и разделить свое видение с миром. Действительно, это поистине сложный, но в тоже время увлекательный процесс. Чаще всего организацией выставки занимается куратор, именно он и является проводником между творцом и его аудиторией, он формулирует основную идею выставки, общается с командой дизайнеров, художников и техников, привлекает ресурсы, договаривается с площадками и подрядчиками. Куратор должен обладать превосходными коммуникативными навыками, так как выступает в роли медиатора между разными вовлеченными сторонами, в первую очередь, между аудиторией и командой разработчиков. Наша редакция побеседовала с историком искусства, куратором и основателем пространства Platforma Projectroom — Айгуль Ибраевой. Героиня нашего интервью приоткрыла нам завесу того, как проходит подготовка к выставке, сложно ли найти художника и рассказала о  своих самых необычных и успешных проектах.

Что предшествует тому , что потом галерея, музей или художник представляет зрителю под названием выставка?

Для галериста и куратора материалом служит художественное поле и люди которые формируют, живут и творят в этом поле, но вместе с этим, им важно знание социальных, культурных, политических и других процессов которые имеют свойство меняться и находятся в постоянном движении. Это все вкупе составляет тот самый материал, который необходим для создания выставки. Наблюдение за этими процессами, их анализ, выявление и отражение этого процесса в работах современных художников, как зрелых так и молодых, важный момент. Уловить мысль художника или обнаружить параллель с другим художником может стать началом для  формирования уже большой, групповой выставки. Тесное общение и работа бок о бок с художниками, постоянное посещение мастерских, других больших международных выставок, постоянный мониторинг происходящих процессов в стране и в мире, и в художественном в том числе, выявление темы которая наиболее интересна в данный момент куратору, художнику, галеристу предшествует началу процесса формирования выставки. Иногда выставки могут иметь вполне тривиальную цель, вы делаете выставку потому что это нужно сделать по каким либо необходимым причинам. Например, поддержать художников, поддержать галерею, поддержать план выставок и так далее. 

Чаще всего художник предлагает сотрудничество или вы сами ищите их?

Чаще смотрю сама, если творчество художника нахожу интересным и мне непременно хочется рассказать о нем, то я берусь за работу.

 Сложно ли находить и договариваться с художниками?

Договариваться не сложно, сложнее найти новые имена, так как действительно хороший художник, как говорит наша искусствовед Валерия Ибраева, «штучный товар» их много не бывает. И я согласна с этим выражением.  Особенно сложно сейчас с молодым искусством в столице. Это можно понять, бесперспективное прозябание ради искусства, которое не поддерживается ни фондами, ни государством может привести нас к тому, что через лет 10 эта сфера придёт к постепенному распаду. В западных странах существуют фонды, господдержка и программы, гранты для молодых художников. Гранты позволяют ездить художникам в резиденции других стран, и как-то учиться и развиваться. Ведь даже после окончания художественных  вузов, молодые художники еще не скоро встают на ноги. 

После того как договорились с художником с чего начинается работа над выставкой?

Смотря какую выставку мы делаем — ретроспективную, концептуальную? В каждой выставке свои задачи. Но первым в списке стоит интервью с художником и полное понимание его работ, его исследований, наблюдений. Оформление всего этого в законченный текст и документацию. Затем совместное обсуждение рабочих моментов, логистики, построения экспозиции, дизайн печатного материала и куча разных мелких деталей и работ связанных с монтажом выставки. 

Что самое сложное в организации выставки?

Когда короткие сроки и надо успеть все закончить к открытию. А мелкой работы хватает.

Как обычно проходит вернисаж для вас?

И вот вернисаж и казалось бы можно вздохнуть, но работа продолжается, нужно встретить гостей, рассказать, показать, объяснить. Всегда интересно и приятно получать обратную связь от гостей!

Зная ваш опыт, чем отличается процесс организации мультимедийной выставки от картинной? Какая для вас сложнее?

Мне интереснее делать мультимедийные выставки, это сложнее и увлекателен сам процесс. Выставку только картин для меня не составляет труда выстроить правильно, однако это также требует технических навыков, дополнительных рук в монтаже и демонтаже экспозиции.

Какую из своих выставок вы считаете самой успешной и почему?

Для меня считается успешной та выставка, которая вызвала эмоции у зрителя, размышления, споры. Отторжение или неприятие имеют такую же эмоциональную силу, так как эти эмоции также помогают встряхнуть человека и заставить задуматься о заданной теме. Мне сложно судить об успешности или неуспешности моих выставок, выделить какую-то одну из них. Это всегда погружение в тему, самоотдача, трата энергии и если я в процессе получаю от этого проекта удовольствие и дополнительные навыки, то возможно это и есть успех? Наибольшее удовлетворение от работы у меня было на выставках — «Перезагрузка. Оптимизация пространства» выставка молодых художников ЦА о постколлониальности, 2017г, концептуальная выставка «Парабиеннале 2018», выставка «Дурные шутки» совместно с Валерией Ибраевой, «Жынды кобелек» выставка молодых художников Астаны, и мой проект фестиваля короткометражных фильмов молодых режиссёров «АTAU» Сейчас мы получаем от зрителей хорошие отзывы от мультимедийной выставки Швейцарских художников Петера Эршманна и Саскии Эденс, которая сейчас проходит на Платформе. По многочисленным просьбам мы решили продлить ее до 30 сентября. На платформе недавно прошла фем выставка под названием «Ол Кыз» куратор Айгерим Мажитханкызы. Проект был успешным и затрагивал темы феминизма. Куратор и художник Айгерим Мажитханкызы. 

Что происходит после вернисажа?

После вернисажа наступают будни и вся работа проходит вокруг разъяснения и общения с посетителями выставок. Проводятся кураторские экскурсии, тематические лекции или показы фильмов связанные с темой выставки. Которые дополнительно раскрывают суть выставки и предмет изучения.

Какая длительность выставки, на ваш взгляд является оптимальной для того чтобы пройти успешно?

Чем дольше длительность выставки, тем больше людей смогут успеть ее посмотреть. В Европейских музеях большие выставки могут стоять 6 месяцев, то есть в год могут пройти только две или три выставки и это правильно! Так как сам процесс подготовки к выставке потребует ещё большего времени. Это исследование, анализ, работа в архивах, интервью, реклама.  В галереях выставки чаще проходят, раз в два месяца или каждый месяц. Это очень сложная колоссальная работа, которую сложно делать не имея команды единомышленников и специалистов.

Как проходит процесс завершения выставки?

 Производится демонтаж, упаковка и отправка работ художникам.  Если имеется бюджет, то конечно по хорошему, можно было бы выпускать каталоги для документации, истории. Возможно в будущем мы займемся этой работой.

Самая необычная выставка, которую вы провели?

Необычный по отзывам зрителей был наш долгосрочный проект «Парабиеннале» с исследователем и куратором Фарухом Кузиевым, мы с ним придумали эту выставку, это был интересный опыт  и мы хотели бы его продолжить. Проект «Парабиеннале» это одновременно исследование критической энергетики среди современных художников Центральной Азии и упражнение в разработке индивидуальных и коллективных художественных проектов на уровне описаний. Невыполнимость подобных концепт-арт проектов имеет важное социальное и художественное значение. На выставке не было законченных работ, эта выставка отражала неосуществлённые проекты. Там в виде текста была живая речь художников и их мысли. Поэтому название выставки пришло само по себе, «Парабиеннале», ассоциируется с паралимпиадой , только здесь мы говорим о невозможности осуществления проектов.

Беседу вела Зарина Кусанова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *