На78-м году жизни скончался известный казахстанский архитектор, скульптор, художник и профессор Казахской головной архитектурно-строительной академии Сакен Нарынов.

Он родился в 1946 году в селе Иссык в Алматинской области. В 1970 окончил архитектурный факультет Казахского политехничего института. Автор пяти изобретений и 34-х научных статей, опубликованных в отечественной и зарубежной печати. Нарынов создал более 80 проектных разработок в различных областях архитектуры, строительства, прикладной геометрии и топологии, промышленного дизайна. Наравне с Норманном Фостером он входил в двадцатку лучших архитекторов мира в 2009-м году. Его работы и проекты экспортировались более чем на 30 выставках в Японии, Германии, Франции, России, Болгарии, Туркмении, Перу, Копенгагене и в Казахстане.

О Сакене Нарынове вспоминает искусствовед Екатерина Резникова.


Уход выдающегося мастера Сакена Нарынова – огромная утрата не только для Казахстана, но и для мирового культурного пространства. Одна из ключевых фигур казахстанского искусства, он был гением современности и необычайной творческой личностью. В нем органично соединялись способности архитектора и изобретателя, скульптора и исследователя, ученого и философа. Созданные им произведения были направлены на постижение законов бытия, познание закономерностей и скрытой природы явлений, познание мира и человека в нем. Его увлечение точными науками, изучение математики, топологии, астрофизики парадоксальным образом раскрывало сущностное единство бесконечно малых и больших форм, таких как молекула и галактика. Чисто умозрительные понятия обретают в трактовке художника невероятные визуальные воплощения.

Фото: VOXPOPULI.KZ

Масштаб произведений варьируется от карманных головоломок до узнаваемых знаков города. К числу значимых воплощенных проектов относятся музей «АЛЖИР», запатентованная модель Вселенной «Казахская бутылка», грандиозный проект музея современного искусства на Атакенте в Алматы, посвящение медикам «Алтын журек» в Астане, полюбившиеся горожанам гигантские асыки, главный символ КазНТУ им. Сатпаева и многие другие. Постигая природу пространства, автор находит его художественное выражение в универсальных формулах-визуализациях. Каждое из них – реализованный в пластической форме концепт, идея, порой целое философское учение.

В стремлении воплотить красоту, точность и соразмерность математических законов, художественные произведения Сакена Нарынова созвучны творчеству известного голландского графика Маурица Эшера (1898-1972) – создателя удивительных оптических иллюзий. Обращение к точным наукам как основе художественного мышления, попытка создать визуальную интерпретацию математических законов присуща им обоим, только Эшер делает это в плоскости графического листа, а Сакен Нарынов – в трехмерном пространстве. Значение разработок Сакена в области топологии высоко оценил ученик и последователь Эйнштейна, известный американский ученый Мартин Гарднер (1914-2010), отметив в личной переписке, что Нарынов «…заглянул так далеко, как никто другой…».

Одна из значимых для него работ называлась «Последний полет астероида» – стремительно летящее небесное тело с длинным шлейфом-хвостом завораживает красотой последнего полета. Ценой великолепного зрелища становится смерть объекта, сгорающего в атмосфере. Сакен говорил, что это произведение его символический автопортрет. Он торопился жить и работать, созидать и творить. Он стремительно жил и стремительно ушел. Возможно, в лучший из миров, созданных его руками и воображением.

Сакен Нарынов, «Последний полет астероида. Автопортрет»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *