Бауржан Сагиев – одна из самых важных персон в сфере современного искусства Астаны. В прошлом студент Saint Martins (Лондон) и опытный работник в мировой модной индустрии (Alexander McQueen, Chanel). Он решил вернуться в Казахстан, чтобы развивать искусство у себя на родине, и вот уже на протяжение нескольких лет Бауржан – арт-директор столичной галереи TSE ART DESTINATION.

Автор Art of Her Зарина Кусанова поговорила с Бауржаном Сагиевым об истории его личного творческого пути, особенностях работы в Астане и о будущем галереи TSE ART DESTINATION.


В казахстанском современном искусстве много историй, что в сферу попадают случайные люди из смежных областей, таких как, например, мода и дизайн. Можешь ли ты сказать, что ты оказался случайно в сфере современного искусства, но при этом сразу хорошо вписался в нее?

Я бы не сказал, что в казахстанском искусстве есть такая проблема. В моде, согласен, много случайных людей. В моду приходят, относясь к этому как к хобби и, если к искусству кто-то приходит относясь к этому также, то у человека маленький шанс достичь успеха или признания среди профессионалов. Я учился в академии искусств Т.К. Жургенова (прим. ред. – Казахская Национальная академия искусств в Алматы) – первое мое образование. Мы изучали много лет академический рисунок, живопись, композицию, анатомию, то есть это абсолютно академическая база, где ты учишься на полноценного художника. Второе образование – это Saint Martins (прим. ред. – Лондонский колледж искусства и дизайна). Занятия у нас проходили в галереях современного искусства Tate Modern, British Museum, London Gallery, поэтому здесь тоже не могу сказать, что я самозванец. Единственное, что могу отметить, я не изучал менеджмент и этому надо было учиться с нуля. Я вижу на рынке много людей и знаю много теоретиков в современном искусстве Казахстана, которые пришли из специальности не имея высшего образования. Можно добиться успеха и без образования. Есть такие примеры как Пегги Гуггенхайм, которая не имела образования, но при этом стала главной меценаткой и галеристкой и оставила огромное наследие.

Фото предоставлено героем.

Почему ты решил прийти именно в сферу современного искусства Казахстана? 

Изначально, когда возвращался после работы и учебы в Лондоне, Париже, Москве — это было намеренное желание вернуться домой в Казахстан. У меня было две опции: заниматься модой или современным искусством. Я изучил рынок фэшн и понял, что здесь нет производственной и сырьевой базы. У нас все закупается из соседних стран, где более развита эта промышленность. Проще заказать готовое изделие, чем создавать что-то здесь. В современном искусстве я увидел потенциал и мне это очень близко. Когда я работал в McQueen и Chanel, я больше занимался разработкой новых технологий, связанных с искусством.  Преподнесения элементов арта в фэшн-дизайн, но при этом я иногда занимаюсь консультациями молодым и начинающим дизайнерам.

Ты являешься арт-директором галереи, что подразумевает под собой деятельность арт-директора в нашей стране? 

Деятельность арт-директора – обширная. Здесь в силу того, что мало компетентных людей, сложно собрать команду. Арт-директор включает в себя все уровни работы: начиная от грузчика и заканчивая бухгалтером и юристом. Как правило, составление договоров, контрактов, пресс-анонсов и релизов, работа со СМИ.  Необходимо разбираться во всех областях, в силу того, что рынок в зародыше, но с другой стороны это очень интересно. Арт-директор должен следить за визуальной частью, за дизайном, оформлять этикетки к работам, помогать с маршрутом как люди будут идти по выставке и к чему они придут к концу.  Вплоть до того, какого цвета будут стены и как сделать рекламу выставки. 

Почему у нас не развита специальность арт-директора в сфере искусств?

У нас нет такого спроса и это не очень популярная специальность. Здесь нет перспектив, плюс маленький заработок и зачастую люди вкладывают свои деньги. Мы постоянно говорим о том, что у нас много талантливой молодежи и художников, но они уезжают учиться за рубеж, либо в арт-резиденции и довольно большой процент там остается, потому что там их ценят, дают гранты, материальную помощь, чтобы они развивали свой талант. Люди видят разницу и понятно, что им там удобнее. У них есть условия для развития. Здесь молодые художники не имеют своих студий, они рисуют дома, родители их выгоняют. Человек хочет создать крупные уличные инсталляции, но у них нет возможности. В этом большая проблема. 

С какими художниками вы сотрудничаете?

С разными художниками сотрудничаем. Это как уже состоявшиеся, так и молодые художники. У нас успешный проект – Адиль Аубекеров. Мы продвигаем его очень хорошо и в Казахстане, и за рубежом. При том, что он сам очень харизматичный, продвигает себя через социальные сети. С каждым художником разный кейс и все разные, просто нужно правильно работать и уметь их представлять.

Фото предоставлено героем.

Как вы поддерживаете художников в Казахстане? 

Мы поддерживаем выставками. Все выставки у художников бесплатные. Если мы видим талант, то вкладываемся, либо принимаем их на групповые выставки. Если вернуться к Адилю, мы организовывали ему выставку в Дубае. Но если говорить про фестивали в Европе, то тут нужны большие вложения. У нас в Казахстане нет спонсоров, которые вкладывались бы в такие авантюры. 

Почему вы назвали галерею «TSE ART DESTINATION»? 

Мы открывали галерею, когда код аэропорта был еще TSE (прим. ред. – в 2020 году код аэропорта Астаны изменили с TSE на NQZ). Это про то, как воспринимается Астана, когда ты только взял билет на самолет в незнакомый город. То самое ощущение, когда ты летишь в самую молодую столицу и для всех прибывающих и убывающих это было TSE. Мы никак не думали про Целиноград про смены эпох и названий города. TSE ART DESTINATION — это новое направление, новая точка в с искусстве, новая столица в мире. Мы думали так. 

Что сейчас происходит с галереей?

Сейчас она в довольно печальном положении, в силу отсутствия спонсоров. Ресурсы заканчиваются, новых спонсоров и поддержки от государства нет. Обсуждается возможность ее закрытия. С другой стороны, мы сейчас активно сотрудничаем с Luxury House и у нас вторая площадка находится там. На этой локации у нас целый этаж под галерею и там сменяются выставки и проходят мероприятия. Также есть третья площадка в отеле St.Regis. Как институция мы не пропадем, но вот сама галерея TSE ART DESTINATION будет закрываться.

Исходя из этого, почему Астана считается неудобным городом для современного искусства? 

Нет спонсорской и государственной поддержки. К примеру, возьмем главную институцию у нас в городе – Национальный музей, но даже там нет отдела современного искусства. Также здесь находится и Министерство культуры и спорта, и они могли помогать, но у нас нет возможности выйти на первых лиц или как-то повлиять на ситуацию. Нужно изначально попытаться создать форумы. Мы стучали во все стены в течении пяти лет, но не достучались ни до кого. Здесь нужен комплексный подход и финансирование. Взять пример Нурлана Смагулова (прим. ред. – бизнесмен, меценат), который строит музей современного искусства в Алматы. Эта институция окажет большое влияние на город, на Казахстан, на центральную Азию. Такая же институция должна быть в столице, но в Астане нет таких меценатов. Пока здесь не появятся арт-резиденции или музей современного искусства, пока не появятся больше галерей, мы не можем говорить о комфорте для художников. о развитии современного искусства. Даже наша галерея, куда на открытие выставки приходили по полторы тысячи человек, на грани закрытия. 

Фото предоставлено героем.

В чем, на твой взгляд, особенность современного искусства Казахстана? 

У нас сейчас много рефлексируют на тему постколониализма, то есть очень много политических выставок. Если брать современных художников, я бы не сказал, что они очень сильно отличаются от художников в Англии, Германии или США, то есть у этого поколения границы открыты. Единственное наше отличие – это наш менталитет, который накладывает определенную специфику. В целом, я бы не сказал, что мы где-то отстали или кого-то опередили. Я думаю, что глобально мы где-то в общем потоке. 

Какие у тебя любимые художники/кураторы?

Со многими общаюсь, люблю и ценю, и это как спросить какой у меня любимый цвет. Все работают в разных жанрах, направлениях и ищут себя. Самый главный критерий, когда художник не перестает развиваться. Любимый куратор – Анвар Мусрепов, который единственный в Центральной Азии занимается новыми медиа. Свет звук, фото, видео, у него получаются невероятные технологичные выставки. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *