В Астане существует проект, который документирует историю города, что теряется под натиском стремительных и непрерывных изменений города. История Fading.TSE началась в 2019 году, когда проект был создан как блог Темиртаса Искакова, посвященный архитектуре Астаны.

«‎Вдохновение ко мне пришло в 2019 году, когда я уже на тот момент, второй год как ушел из архитектуры – то есть из проектирования непосредственно. Я работал в проектном бюро и очень сильно разочаровался, именно в проектировании и строительстве в Астане. И меня очень интересовала вот эта вот тема – именно тема трансформации городских пространств. И я видел большие проблемы с тем, как эти пространства трансформируются, как они не документируются – то есть, что было и как оно меняется. Очевидно, что оно не всегда меняется в лучшую сторону. Хотелось больше говорить об этом – вот этот дискурс о демонополизации памяти. Потому что, вы знаете, дискурс об истории Астаны, об ее строительстве, о ее создании как проекта государственного, о ее будущем – он очень был монополизирован. Была официальная повестка, которая всегда говорила, что Астана – абсолютно новый город, воплощенная идея Президента, созданная руками граждан Казахстана. Что, отчасти, действительно правда, но вот за этим большим лозунгом, конечно же, скрывается очень много разных процессов, сложных. И хотелось говорить о них«», – рассказывает Темиртас Искаков.

Темиртас Искаков, основатель проекта Fading.TSE. Фото из личного архива героя.

Со временем Fading.TSE из блога превратился в образовательную инициативу. Их деятельность включает лекции, экскурсии и исследования, направленные на сохранение и изучение исторического и архитектурного наследия Астаны. Проект стремится стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов, таких как деколонизация мышления, гражданские права, экология, участие общества в процессе городского планирования и пересмотр исторических представлений.

«‎Fading. TSE – не проект ностальгии по колониальному советскому прошлому. Мы, наоборот, – про день сегодняшний… Наша цель – не сохранение советских колониальных памятников без осмысления их истории, мы через вот это осмысление истории, через дискуссию об архитектурных памятниках, поднимаем вопрос о том, что главная повестка всех наших проектов и инициатив – это реализация горожанами права на память, права на город», — объяснил Темиртас.

Специально для Art of Her Темиртас Искаков рассказал про 6 памятников и мест Астаныкоторые приглашают нас отправиться в путешествие по сложной истории города и задуматься о том, насколько защищены права жителей сохранять свою историю.


Бывшие склады купца Хусаина Бегишева

Фото предоставлено проектом Fading.TSE

С 1982 года входят в предварительный список объектов историко-культурного наследия и находятся под охраной государства, но о них мало кто знает. В настоящее время – это хозяйственный корпус акимата столичного района «Байконыр». Здание много лет постепенно разрушается. Хусаин Бегишев занимался реализацией продукции животноводства, был гласным городской думы, инициатором и спонсором строительства и открытия в городе женского и мужского медресе. В годы советизации все недвижимое имущество купца Бегишева, как и прочих зажиточных горожан, было конфисковано. Из воспоминаний Диляры Гумаровны Бегишевой:

«Мой отец, Гумар Хусаинович Бегишев, очень страдал, что дом его отца, в котором он вырос, был так беспардонно отнят. И я помню, что в мое сознательное детство мы частенько прогуливались рядом с домом деда туда-сюда, он просто молчал и ничего не говорил. А мама (Магинур Валиевна Кощегулова) как-то смирилась с конфискацией и уже обреченно рассказывала о доме своих родителей».

В настоящее время от наследия семьи Бегишевых сохранились лишь складские помещения – образец архитектурой эклектики и «кирпичного» стиля рубежа XIX–XX веков.


Старое мусульманское кладбище «Караоткель»

Фото предоставлено проектом Fading.TSE

Оно расположенно между микрорайонами Жастар и Целинный – одно из самых масштабных и старейших мест коллективной памяти в столице. Самые древние захоронения здесь датированы началом XVII века. Кладбище действовало с 1609 (дата на старейшем надгробии) по 1962 годы. В 2010 году постановлением акимата города Астаны кладбищу был присвоен статус памятника местного значения. На площади 16 гектаров расположено 2 169 могильных плит из дерева, камня, металла и прочих материалов. Кладбище скрывает порядка 10 000 погребений. Такая внушительная цифра свидетельствует о том, что это кладбище многослойное, и формировалось оно на протяжении многих столетий. Со слов старожилов, в военные годы старую ограду некрополя и надгробные камни использовали при строительстве станкостроительного завода №317 имени ОГПУ Наркомата боеприпасов СССР, созданного в Акмолинске в 1941 году на базе эвакуированного Мелитопольского завода для выполнения военных заказов: осколочных снарядов, мин и гранат.


Шесть коттеджей 1940–1941 года постройки

Фото предоставлено проектом Fading.TSE

Они находятся на пересечении улиц Кенесары-Жеңіс, строились по типовым проектам московских архитекторов под руководством Дмитрия Меерсона и предназначались для руководящего состава Управления Карагандинской железной дороги. Железнодорожная лини Карталы-Акмолинск в годы Второй мировой войны обеспечивала доставку карагандинского угля и металла на предприятия Урала, что сыграло важнейшую роль в деле военной и оборонной промышленности страны. В связи с этим Акмолинск находился на особом положении: для строительства железной дороги, а также некоторых городских объектов в 1930-1950 годы, были реквизированы тысячи местных жителей, представителей депортированных народов, военнопленных. Разработчики первого Генерального плана Астаны (2001) предлагали включить эти дома для сотрудников Карагандинской ж/д, а также дома по улице Есенберлина (Монина), Гёте и само здание Управления Карагандинской ЖД в список памятников местного значения, как образцы исторической застройки. Однако этого не произошло и как следствие они постепенно идут под снос. На месте домов по Гёте и Алтынемел уже построены новые мечеть и общежитие, снесены несколько домов на улицах Есенберлина и Карасай батыра. Эти дома – важная часть маленького исторического центра столицы, это памятники эпохи Второй Мировой войны, архитектуры времен репрессий и трагической истории СССР.


Монументальная роспись «Целина» (1974 год)

Роспись украшает стены фойе Дворца Жастар – памятника стиля функционализм советской архитектуры 1960-1970 годов, построенного в знак благодарности амбициозным партийным миссионерам, прибывшим в молодую «целинную» столицу со всех союзных республик. Это один из первых в СССР объектов настоящего синтеза архитектуры и монументального искусства. После переноса столицы, эту работу московских художников под руководством Дмитрия Мерперта, не раз пытались закрасить. На монументальных панно запечатлены лица строителей Дворца Молодежи. Художники специально выбирали натуру среди молодых рабочих треста «Целинтрансстрой», строившего здание. Автор росписи, Дмитрий Мерперт, примечателен и тем, что его тетя – Наталья Гончарова, «амазонка авангарда» и самая дорогая на сегодняшний день художница в мире. Несомненно, Гончарова оказала влияние на творчество Мерперта, как и ее знакомые авангардисты. Один из фрагментов росписи на стене Дворца Жастар отсылает нас к знаменитой картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина. В 2010 году неожиданно для всех Дворец Жастар был исключен из списка объектов историко-культурного наследия местного знчения, хотя с 1982 года зданию рекомендовали придать статус республиканского памятника. Несмотря на это, роспись, выполненную в технике темпера по левкасу, в 2021 году удалось отреставрировать.


Центральный стадион имени Кажымукана Мунайтпасова

Фото предоставлено проектом Fading.TSE

Это не просто спортивный объект, а важный исторический памятник города. Именно на этом месте в первой трети XIX века было основано Акмолинское укрепление, вокруг которого появились жилые кварталы и улицы, ставшие основой исторического центра Астаны. Как стадион эта локация работает с 1931 года. 9 июня 1998 года на этом обновленном стадионе прошла международная презентация Астаны. Вот уже три года стадион закрыт и отдан в руки вандалов. Акимат обещал отремонтировать и модернизировать стадион, но в итоге объявил о тотальном сносе спортивного памятника. При этом Антикор сообщил, что стадион признали аварийным за взятку в размере ₸5 млн. Это не первый случай реконструкции знаковых объектов Астаны, которые заканчивались полным сносом оригинальных объектов. В последние годы были частично утрачены или полностью демонтированы СК «Казахстан», здание КазНУИ «Шабыт», Tәуелсіздік сарайы, спорткомплекс «Каспий», фонтан «Древо жизни» и другие.


Старейшее дерево Астаны – черный тополь

Тополь был посажен в конце XIX века во время закладки парка на набережной реки Есиль. В 1891-1893 годах стараниями акмолинских предпринимателей и интеллигенции парк на левом берегу засаживался деревьями. В архивах сохранились имена патриотов, сажавших эти деревья — это аптекарь Петр Путилов, купец Халиулла Нигматуллин, врач Чигловский. Одно из тех деревьев, несмотря на суровые погодные условия и пожары, сохранилось до наших дней. Это дерево – градостроительный памятник первого генерального плана города Акмолинска и исторического ландшафта набережной реки Есиль. Это было излюбленное место встреч жителей Акмолинска, Целинограда, Акмолы и Астаны. Под его ветвями назначали встречи, признавались в любви и делали фотографии в семейный альбом. Эти фотографии и воспоминания собраны в инстаграм-аккаунте под названием «Ветви памяти», который посвящен старейшему дереву города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *