Художники часто обращаются к работам других великих мастеров за вдохновением, признанием или, чтобы отдать дань уважения. Что это? Плагиат или оммаж? В искусстве отличить их бывает непросто. Где та тонкая граница, за которую нельзя заступать?

Редакция Art of Her решила разобраться в этом сложном вопросе и дать ответ: в чём различия между оммажем и плагиатом.

Оммаж

Оммаж – это работа-подражание другому творцу. Дань уважения мастеру. Он может быть как в живописи, так и в кино, музыке, литературе, дизайне.

В искусстве есть немало примеров, когда автор сделал оммаж, который был сделан очень грамотно, с определенной порцией дани уважения и прочее.

В 1945-1946 годах известный художник Пабло Пикассо работал над серией литографий «Бык».

Пабло Пикассо «Бык»

Почти через 20 лет после создания картин, американский поп-арт художник Рой Фокс Лихтенштейн решил создать несколько оммажей в память о великом творце. Он не пытался полностью повторить работу, а даже, наоборот, всячески экспериментировал с эскизами и творил скорее в стиле Казимира Малевича, чем Пикассо. И конечно же, не обошлось без основного стиля автора поп-арт-игры красками. В конечном счете получилась абстрактная геометрическая композиция. Таким образом, произведение стало новым прочтением идеи в новом жанре.

Рой Фокс Лихтенштейн «Бык»

Вот ещё один пример. Работа немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Он сделал оммаж на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Взял главную героиню с холста и представил её скульптурой, разместив перед панно с другими участниками произведения.

Мы сразу угадаем что-то знакомое в этих работах. Потому что где-то уже видели. В этом и нюанс оммажа. Как правило, художник не скрывает оммаж, а наоборот открыто транслирует его зрителю.

Отличился здесь больше других Энди Уорхол, который делал шелкографии – тиражные изображения звезд. Энди мог взять понравившуюся ему фотографию с обложки модного журнала, напечатать ее в своем кислотном стиле, и – вуаля, произведение готово. То есть использование готовых изображений стало методом, это не плагиат, а цитирование, посвящение, оммаж.

Энди Уорхол «Мэрилин Монро»

Но тут нужно понимать, что плагиат как метод, и плагиат как инструмент — не одно и то же. Есть еще, конечно, аллюзии и отсылки. Они тоже кое-чем отличаются, но это уже другая история.

Плагиат

Плагиат – это опубликование всего или части чужого произведения под своим именем.

Не раз на «дословном» плагиате попадался один из богатейших художников современности – Джефф Кунс. Всем известна его «надувная» балерина в Нью-Йорке. 13-метровая балерина изящно поправляет пуанту на площади перед Рокфеллеровским центром. По словам автора, она символизирует мифологическую богиню Венеру, которая была богиней любви, секса, красоты и плодородия. Однако выяснилось, что американец скопировал свою балерину с фарфоровой статуэтки советской художницы Оксаны Жникруп «Балерина Леночка». Жникруп умерла еще в 1993 году, а до того работала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, где и изготовила эту фигуру. Кунс где-то наткнулся на статуэтку и «слизал» образ балерины от «а» до «я».

Интересно, что Кунс довольно часто был обвинен в плагиате. Одна из таких историй закончилась судом, который приговорил Кунса выплатить 135 000 долларов компенсации за плагиат.

Как правило, в плагиате обвиняют художников, которые скрывают автора идеи (произведения) и выдают работу за свою. Кроме этого, такие работы приносят финансовую выгоду подельнику, что карается уголовным наказанием во всех странах мира.

Однако, в сообществе художников постоянно происходят обвинения друг-друга в плагиате. Всё дело в том, что некоторые естественные и хронологические события происходят в одно время десятков тысяч художников. Интернет и социальные сети сделали из нас «людей мира», которые оперативно узнают о всех событиях на любой части Земли. Остаться безучастным почти невозможно. От этого и происходят одинаковые работы мастеров, которые изображают одно и тоже событие. Разобраться в таких ситуациях, определить кто прав и виноват – почти невозможно.

Проблема различия плагиата и оммажа всегда будет актуальна. Искусство любит обращаться к прошлому и возрождать былое величие. Пока существует искусство, будет существовать и эта дилемма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *