В Шымкенте, в выставочном зале городской универсальной библиотеки имени А.С. Пушкина, открылась первая персональная выставка 19-летнего коллажиста Диаса Давесова «Бумажная рапсодия». На ней представлено более 80 его разноплановых работ, созданных за последние три года — именно столько времени автор занимается коллажом. 

«Бумажная рапсодия» вызвала интригующее ожидание и интерес еще до начала вернисажа: это одна из первых в Шымкенте выставок коллажа. Хотя на юге Казахстана общепризнанная сильная художественная школа, кладезь талантов, ярко заявляющих о себе за пределами родного края и страны, целенаправленно исключительно в жанре коллажа здесь мало кто творит.

«Выставка меня приятно удивила неожиданным философским звучанием каждой работы. В каждой работе такая тишина и глубина. Это произведения, которые заставляют остановиться и прислушаться к себе, понять, что хотел сказать художник, найти свои тайные смыслы. Хочется постоять и поразмышлять, разгадать идею или придумать свою историю, прочувствовать состояние неспешного хода мысли. И очень радует, что у нас есть не просто рисующие, а думающие художники. Потому что художник — это не тот, кто умеет рисовать, а тот, у кого есть своя философия, тот, кто может донести ее до людей», — рассказала художница Рашида Мугавеева.

Диас Давесов окончил в Шымкенте детскую музыкальную школу имени Ж. Омаровой по классу фортепиано, самостоятельно освоил игру на гитаре, планировал продолжить обучение в музучилище и консерватории. Но когда в 2020 году (прим. ред. — Диас тогда учился в 11 классе общеобразовательной школы) грянула пандемия и все сидели дома на карантине, он начал делать коллажи. 

С тех пор они стали главной формой творческих поисков и самовыражения Диаса. Через коллажи он выражает свои мысли, чувства, переживания и отношение к конкретным или воображаемым событиям, людям, явлениям. Сначала парень конструировал новую «реальность» из журнальных вырезок на школьном «арсенале» — обычных страницах учебных тетрадей, альбомных листах и блокнотах, потом перешел на офисную бумагу формата A4. 

К слову, переход из одной сферы искусства в другую отражен в биографическом коллаже, отсылающему на непростые отношения с музыкой — «Музыка и я. Оммаж Наталье Кашириной», изначально он назывался «Предательство». Сам Диас говорит, что к коллажу как к форме изобразительного искусства его подтолкнуло несколько факторов. 

«Занимаясь музыкой почти всю жизнь, я замечал, насколько вечными (сравнение, возможно, неуместно) могут быть, в свою очередь, картины, то, что изображено и оставлено, запечатлено на бумаге ли холсте на неизвестно долгое количество времени. Не набравшись достаточного опыта, и, порой не понимая простых основ классического рисования (не понимая не умом, а разумом), пассивно разглядывая многие годы в интернете картинки подобного рода, мне неосознанно захотелось заняться именно коллажем. Это одна из труднообъяснимых вещей, как те вещи в жизни, которые складываются сами собой, а ты и не можешь понять и представить до конца, через время, как это все случилось», — поделился он.

Определенной данью уважения музыке служит и само название выставки: как известно, рапсодия – это музыкальное сочинение для инструмента или оркестра, состоящее из разнородных, разножанровых частей. Это слово удачно отражает разноплановость коллажей Диаса Давесова. Они разные по тематике, видам, стилям и формам.

Подавляющее большинство работ – традиционные бумажные, или иначе – аналоговые, коллажи, то есть сделанные вручную – по выражению автора, «связкой из трех священных инструментов – бумаги, клея и ножниц». Бумажным материалом служат главным образом журнальные вырезки и обрывки, также иногда используются фрагменты газет, брошюр, тетрадей, использованных документов, упаковок, раскрашенных листов и т.д. Благодаря умелой склейке разнородных элементов многие зрители воспринимают такие работы как цифровой коллаж, то есть созданный с помощью графических редакторов. Цифровые коллажи Диас тоже иногда делает, но не в чистом виде: они также включают в себя бумажные «вставки». Выставлены также несколько работ, выполненных в технике фотомонтажа.

Коллажи Давесова можно также условно поделить на два типа. Текстовые – в которых есть буквы, слова, обрывки художественных и информационных текстов, взятых из полиграфической продукции, напечатанных на машинке или написанных от руки. И визуальные – где «говорят» только образы. Впрочем, есть работы на стыке: некоторые визуальные композиционно выстроены так, что создают оптическую иллюзию где–то явно, а где-то неявно считываемого слова.

Особого посыла у выставки нет. Ее цель проста — явить свое творчество миру, подытожить трехлетний опыт процесса создания коллажей, представить на суд зрителей работы, которые до этого не покидали пределы лежавшей в шкафу папки. О ее существовании и содержании раньше не знал никто, кроме родных и близких коллажиста. Изначально, как признался Диас, он вообще не задумывался о выставке, а работал исключительно для себя, в стол. 

Но когда количество коллажей перевалило полсотни и стали отчетливо проявляться разные их типы, вместе с мамой — первым ценителем его работ — они решили: нужно выставляться.


Персональная выставка Диаса Давесова «Бумажная рапсодия» продлится до 9 сентября.

Адрес: г. Шымкент, ул. Казыбек би, 13а.

График работы: понедельник-суббота с 09:00 до 18:00.

Вход свободный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *