В редакцию Art of Her пришло письмо от кураторов национального павильона Казахстана на 60-й Венецианской биеннале Данагуль Толепбай и Анвара Мусрепова, в котором они ответили на основные вопросы нашего предыдущего материала: как проходил отбор художников, занимались ли кураторы кумовством и кто финансирует национальный павильон страны?

Публикуем полное письмо.

Исходя из основной темы «Иностранцы повсюду», мы определили концептуальную рамку обозначенную темой Jeruiyq. Провели исследование и поиск релевантных проектов и художников, отражающих ключевые направления, описанные в нашем пресс-релизе: утопия, футуризм, космизм, модернизм, деколониальность, трансцендентное. Эти направления стали основой кураторского исследования и анализа художественной практики различных авторов в контексте вышеупомянутых тем. 

При селекции работ ключевым критерием было представление художников, ранее не выставлявшихся на Венецианской биеннале. Куратор основной программы биеннале, Адриано Педроса, анонсировал, что в этом году в спотлайте будут художники модернисты стран Большого Юга. Хотя географически мы не относимся к этому региону напрямую, основная цель такого фокуса заключается в переосмыслении европоцентричной истории модернизма, учитывая разнообразие темпоральностей и развитие этого течения в различных культурных контекстах и странах. 

В рамках этой темы мы выбрали Ерболата Толепбая, одного из наиболее выдающихся казахстанских художников-живописцев, ассоциируемого с модернизмом в локальном контексте и отражающего в своих работах темы идентичности и духовности. Толепбай является кавалером ордена искусства и литературы Франции, он пишет живопись уже на протяжении полувека, самостоятельно курируя и финансируя собственные персональные выставки, которые проходили в более 35 странах. 

В молодости он был активным участников политического движения за независимость Казахстана, многие его полотна того времени демонстрируют меланхолию и разочарование в советской идеологии. Данагуль Толепбай, действительно является куратором и дочерью Ерболата Толепбая из известной династии художников. Токболат Тогузбаев, заслуженный классик казахстанского искусства, является братом Ерболата Толепбая. На протяжении нескольких поколений в этой семье воспитывались ценности приверженности к развитию казахстанского искусства, которые служат фундаментом для многих инициатив, среди которых также и проект выставки павильона Казахстана в 2024 году. 

Это решение было одобрено комитетом биеннале летом 2023 года, поскольку выставка не является коммерческим проектом и имеет целью представление достижений искусства Казахстана. В настоящем времени и в истории искусств мы можем найти множество примеров, когда, сохраняя преемственность, дети продолжали развитие культурного наследия своих родителей, что является не конфликтом интересов, а особой миссией, устанавливающей связь между поколениями и развивающей тему преемственности к искусства. 

Осознавая ответственность культурной репрезентации Казахстана на международной художественной сцене, одной из главных кураторских задач, которую мы поставили перед собой в данном проекте, была идея стимулировать локальное художественное движение к поиску новых нарративов, отходу от шаблонных и колониальных концепций, задать импульс для воображения собственного видения футуризма, утопии и космизма. Отталкиваясь от этого, для нас было важно установить хронологию утопической и футуристической истории мысли в казахстанском искусстве. 

Один из самых ранних образов, созданных в 1970-х, был триптих Камиля Мулашева, футуристическая утопия, представляющая Казахстан будущего. Сегодня, спустя полвека, когда мы начинаем диалог об освобождении воображения, необходимости формирования собственного видения об утопиях и будущем, это произведение имеет особое значение с точки зрения установления хронологии. 

Безусловно, мы готовы сказать, что тот список произведений и художников, который мы рассматривали в рамках обозначенной темы, претендует на то, чтобы создать большую коллекцию или даже целый футуристический музей тысячи утопии в визионерских работах казахстанских художников из разных поколений. Однако, отталкиваясь от площади и других, в том числе практических и административных вопросов, мы выбрали ключевые произведения, отражающие обозначенную тему. 

К сожалению, на сегодняшний день мы можем сказать, что в современной культуре Казахстана тема воображения о будущем и научная фантастика все еще находится на этапе зарождения. Как освободить наше воображение от внешних штампов и шаблонов и изобрести свое уникальное видение? Наш проект не отвечает утвердительно на этот вопрос, но артикулирует через историю мысли в казахстанском искусстве. 

Произведение Сергея Маслова «Байконур-2» было одним из первых, задействующих новые медиа, в частности, цифровые иллюстрации на Photoshop в локальном искусстве, что на тот момент было безусловно новаторским решением. Мы также готовы сказать, что это произведение является одним из первых проектов, открывающих перспективу для объединения казахской культуры и такого жанра, как science fiction. 

Продолжая разговор о мастерах казахстанского искусства, тема видения будущего в формах, рассматривающих топологические пародоксы или проект архитектуры-трансформера для жизни на других планетах, эта хронология безусловно не полноценна без художника и архитектора Сакена Нарынова, который, к большому сожалению, скончался в 2023 году и не застал свое первое участие на Венецианской биеннале, чего он безусловно желал на протяжении жизни. 

The 2vvo, тандем молодых художников из Алматы, уже достаточно продолжительное время фокусируется в своей практике на экспериментальных подходах к звуковому искусству, что для локального контекста является уникальным отличием, ввиду не развитой дисциплины саунд-искусства. The 2vvo часто обращаются к темам, связанным с культурой Центральной Азии, представляя проекты в Европе и США. Их проект «Присутствие», созданный на основе технологии искусственного интеллекта, воплощает цифровую «сущность», которая исполняет горловое пение, генерируя звук в режиме реального времени на многоканальной аудиосистеме. 

Видеопроизведение Анвара Мусрепова, над которым он работал последние три года, стало частью проекта в ходе рассмотрения множества других примеров видеоискусства с момента его появления и до настоящего времени, руководствуясь в первую очередь релевантностью по отношению к обозначенной теме выставки. В международной практике действительно существует такой подход, который называется self-curated, когда художники и кураторы размывают границы между этими направлениями, не замыкаясь в одной эпостаси – либо художник либо куратор. 

Проект Анвара был создан полностью за счет самого художника, как и все другие проекты, представленные на экспозиции. В отношении вопроса финансирования, который также был озвучен в публикациях портала Art of Her, проект павильона Казахастана поддержан частными и корпоративными спонсорами. На данный момент мы продолжаем фандрайзинг и ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами. 

Только часть наших коллег из других 90 стран участниц, объявляли open call, в остальных павильонах художники были отобраны кураторами. Проведение открытого конкурса остается на усмотрение организаторов и не является правилом со стороны биеннале. В нашем случае, как и в первом павильоне, отбор происходил на основе кураторского видения, учитывая лимитированные сроки и многоэтапные трехсторонние согласования. 

Мы также ведем работу по инициативе долгосрочного регулярного павильона Казахстана, что создаст устойчивое развитие и позволит стране иметь культурное представительство в Венеции. Регулярное пространство может быть задействовано под проведение мероприятий, форумов и выставок не только в рамках художественной биеннале, но и круглогодично, охватывая архитектурную и театральную биеннале, а также венецианский кинофестиваль.

Кураторы официального павильона Казахстана
Данагуль Толепбай
Анвар Мусрепов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *