С 2015 года в мире не утихают споры о том, может ли конкурировать искусственный интеллект с художниками и графическими дизайнерами и какое будущее ждёт живописцев. Последний год, с доступностью технологий нейросети для любого человека, об этом стали говорить и в Центральной Азии.

Интересно, что многие в искусственном интеллекте видят явную конкуренцию для человечества. Но сами создатели и исследователи ИИ предпочитают позиционировать его как возможность для реализации новых идей и проектов, как помощника, как технологию будущего мира.

Безусловно, сейчас уже невозможно заставить искусственный интеллект покинуть нашу жизнь. Графические дизайнеры активно используют его для создания новых креативов со строгим и понятным ТЗ, а художники исследуют нейросети как новый инструмент.

Мы решили провести эксперимент и попросили операторов ИИ создать несколько картин, а также поговорили с ними о правилах работы, конкуренции и будущем мировой арт-сцены.

Лариса Карчевская, куратор, художница. Изучает искусственный интеллект с 2022 года.

Мы попросили Ларису задать ИИ 5 картин казахстанских художников и посмотреть на то, как нейросеть повторит известные работы.



Кто такой оператор ИИ и почему его установки так важны в создании работ?

Оператор – это человек, который руководит процессом создания изображения. Придумывает идею, направляет, вносит правки, выбирает результат. То есть, изначально, изображение должно появиться в голове у создателя и только потом оно будет сгенерировано нейросетью. Конечно, это совместный процесс человека и ИИ, и никогда нельзя предугадать результат. Но, художником в этом процессе я считаю человека. До тех пор, пока нейросеть не научится сама принимать решение о создании изображения и придумывать идеи. Поэтому, установки оператора, конечно, важны, он – заказчик, художник и главный идеолог изображения. Как режиссер фильма, всегда главный и именно его установки важнее всего в создании фильма.

Оператор ИИ – это тот, кто созидает и рефлексирует?

Да, конечно. Я считаю, что нейросеть – это потрясающий инструмент для самовыражения. Представьте, раньше человек, который чувствовал в себе творческую искру, вдохновение, был ограничен навыками и мастерством. Теперь же, у него есть такой помощник, который может выразить визуально любую мысль.

Считаете ли вы, что имеет место быть конкуренции между ИИ и художниками?

Я много думаю об этом и обсуждаю эту тему с друзьями художниками. Моё мнение, что ИИ вполне может заменить дизайнеров, исполнителей конкретного ТЗ от заказчика, но художников нет. Современное искусство уже давно не про красоту. Художники больше не соревнуется чья живопись красивее и реалистичнее. Сейчас главнее идея, замысел, исследование, проект, а всё остальное – инструмент художника. Нейросеть – это или тело перформера, или даже просто мысль, если художник смог упаковать это в проект, если говорить современным языком – это искусство.

Чем ИИ лучше художников?

ИИ не лучше художников, но у него, конечно, есть преимущества. Он быстрее и эффективнее. На эту тему много шутит художник Сергей Рожин, автор канала «Рабы Малевича», я наблюдаю, это очень остроумно. Он как-то делал подборку, чем ИИ лучше художника и там были пункты, кажется, что ИИ не пьёт и соблюдает дедлайны. Что-то такое. Это очень смешно, но это правда. А ещё, нейросеть, до сих пор не научилась рисовать пальцы.

Как вы видите работу с ИИ в будущем?

У меня на ИИ большие планы. Он уже пишет статьи, ведёт лекции, рисует иллюстрации и даже пробует снимать фильмы. Многие боятся такого прогресса, я же предпочитаю «дружить» с нейросетью. Пока исследую её возможности и смотрю, что будет дальше. Ну и создаю свои проекты совместно с нейросетью. У меня есть самоорганизация «Карагач» в ней я и ИИ, и мы вместе создаём картины на определенные темы. Это интересно.

Можно ли продавать картины созданные ИИ?

Смотря где создано изображение. У каждой платформы свои правила и их важно изучить прежде, чем приступать к работе с нейросетью. Если говорить про «Midjourney», то в их правилах четко прописано, что нельзя зарабатывать на изображениях, созданных с помощью их платформы. Во всяком случае тем, кто пользуется ею бесплатно. Так было осенью, возможно сейчас что-то изменилось, надо почитать.

Но есть важный момент: если вы создали изображение в Midjourney и доработали его в Фотошопе, то авторство уже принадлежит вам и его можно продавать.



Ника Сажина, студентка. Увлекается 3D-моделированием и программированием.

Мы попросили Нику с помощью ИИ создать картину, на которой был бы изображен казахстанский художник на пленэре через 100 лет.

Как давно вы стали пользоваться ИИ?

Об ИИ и его возможностях я знаю достаточно давно, собственно поэтому, я и стала заниматься программированием, связанным с этой областью. В последнее время появилось очень много проектов связанных с ИИ, он отлично пишет тексты, остроумно отвечает на вопросы, ну и наконец, генерирует иллюстрации и 3D модельки.

Я не совру если скажу, что пользуюсь ИИ каждый день, он действительно очень упрощает жизнь, а если говорить о нем в искусстве, то это определено имеет место быть. Я очень люблю современное искусство, подобный вид арта привлекает меня именно своей спонтанностью и неоднозначностью.

Считаете ли вы, что имеет место быть конкуренции между ИИ и художниками?

Конкуренции определено есть место. Уже сейчас сгенерированные нейросетями картинки заполонили рынок NFT, наверное, за их возможность сделать то, чего человек сделать не может. К примеру, нарисовать картину кистью Анри Матисса, изобразив что угодно. Возможность быть неограниченным в стилях очень привлекает, необязательно для этого даже знать о цветовом круге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *