С последней персональной выставки Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит» прошло 7 лет. Тогда дуэт выставлялся в 2015 году в музее искусств им. Кастеева, а после, в 2017, отправился на 57-ю Венецианскую биеннале в основном составе выставки. Томительные 7 лет ожидания были подкреплены новыми глобальными событиями в мире и стране: отставка первого президента Казахстана, эпидемия коронавируса, трагические январские события, война в Украине, эмиграция россиян, а также осуждение колониальной и постколониальной политики России.

Художественный дуэт в своих работах поднимает темы значения и понимая постсоветского времени. Они точно акцентируют внимание на тех смыслах и объектах, которые мы упускаем из виду. Оттого новая персональная выставка Елены и Виктора Воробьевых была ожидаемой. Уж слишком сильно поменялось время, поменялось мышление людей, появились акценты, осмысляется точная граница черного и белого.

Персональная выставка «Фантомная быль» – это новые и уже известные работы художников, в которых они продолжают рефлексировать на тему постсоветского в советском. Само название выставки происходит от одноименной серии фотографий, сделанных в 2013 году.

«Нам постоянно пытаются сказать, что советское здесь, и мы должны вернуться. На самом деле, это конечно абсолютно какие-то фантастические представления. Все-таки мир развивается. Мы создавали работы по общей теме «постсоветское в советском». Сейчас, во времена новых конфликтов, наш проект остается актуальным», – рассказала Елена Воробьева.

«Возьмите в пример Кыргызстан, все памятники Ильича стоят, они же влияют на общество. Если их не хочет кто-то убирать, они же преследуют какую-то цель», – добавил Виктор Воробьев.

В своих работах художники запечатлели свой семейный быт через выключенный экран телевизора. Это чистая фото-документалистика, именно через фотоаппарат художники пытаются передать эту постсоветскую реальность. Таким образом, Елена и Виктор Воробьевы отказываются от собственного субъективного, доверяя реальности снимка, нежели традиционной живописи.

«Выставка о психологии человека, о том, что эти фантомы нужно видеть, нужно понимать. Идеология пронизывает нас, хочешь этого или не хочешь, люди снова возвращаются к этому», – поделилась Елена Воробьева.

Интересно, что выставка проходит параллельно в двух пространствах, которые располагаются в разных частях города: ДОМ 36 и Aspan Gallery. В двух локациях представлены разные работы художников и, несмотря на то, что каждая из выставок самостоятельна, это одна история под названием «Фантомная быль».

«Изначально мы планировали выставку только в Aspan Gallery, но у нас созрел проект «Эстелик», который предполагает большое пространство с высокими потолками. В Aspan Gallery мы не смогли бы разместить эту работу. Поэтому, мы попросились в ДОМ 36, но решили добавить другие работы, чтобы поддержать самостоятельную выставку», – рассказал Виктор Воробьев.

Как отмечают сами художники, зрителям будет лучше сначала посетить выставку в пространстве ДОМ 36, а уже после отправиться в Aspan Gallery.

«В ДОМ36 мы обращаемся к зрителю более шире. В Aspan Gallery – это более камерные работы, там проект про частную жизнь. От рождения до смерти. Обе выставки связанны друг с другом», – отметила Елена Воробьева.

Персональная выставка Елены и Виктора Воробьевых «Фантомная быль» продлится в пространстве ДОМ36 до 1 декабря 2022 года, в Aspan Gallery до 22 января 2023 года.

Адрес: ДОМ36 (ул. Барибаева, 36), Aspan Gallery (пр. Аль-Фараби, 140a/3, минус 1-й этаж).

График работы: ДОМ36 (вторник-воскресенье с 12:00 до 20:00), Aspan Gallery (вторник-суббота с 11:00 до 19:00, воскресенье с 12:00 до 18:00).

Вход свободный.

Елена и Виктор Воробьевы работают вместе с 1990-х годов. Они используют различные техники и жанры, и в результате на свет появляются многослойные и часто ироничные произведения. Художники фиксируют эфемерные и незаметные детали повседневности, частные характеристики, а также вещи и явления, которые порой остаются незамеченными. Используя очень легкий и ироничный подход, Воробьевы по-новому представляют окружающую действительность, обнажая ее социальную и культурную подоплеку.

Произведения художников хранятся в коллекциях музея Стеделейк в Амстердаме, центра Помпиду в Париже, Sharjah Art Foundation в Шардже, музея MuHKA в Антверпене, Centro per l’arte contemporanea Luigi Pecci в Прато, музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых в Семее, Новосибирской государственной картинной галереи, Павлодарского областного художественного музея, Государственного центра современного искусства в Москве и музея искусств им. А. Кастеева в Алматы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *