С 24 по 26 ноября в Алматы прошел форум креативных индустрий Creative Central Asia. Более сотни приглашенных спикеров из разных стран региона обсудили самые актуальные вопросы, среди которых было искусство и его цифровизация.

На панельную дискуссию «‎Цифровая эстетика современного искусства» пригласили специалистов разных профилей: художницу Сауле Сулейменову, по работам которой можно проследить путь независимости нашей страны; Асель Сабыржанқызы, художницу и блогера; художницу Асем Сулейменовой; Анастасию Ефременкову, основательницу образовательного проекта Art Society. Модерировала обсуждение Ольга Батурина, профессор кафедры теории изобразительного искусства КазНАИ им. Жургенова, кандидат искусствоведения.

Интересно, что дискуссия про искусство состоялась после встречи по аудиоконтенту, и аудитория в зале заметно сократилась. Художницы отшутились, что они менее популярны, чем музыканты, потому что тихие. Однако это не единственная проблема в сфере искусств. Надо сказать, что разговор довольно быстро ушел от темы цифровизации и повернулся в сторону проблем, с которыми сталкиваются современные художники и художницы в Казахстане. Сауле Сулейменова высказалась остро: должно кончиться время, когда искусство в Казахстане продолжит находиться в пасынковых и падчерицких отношениях с бизнесом и государством. 

«‎Как сказал Такаси Мураками, художник — это голый король. Постоянно приходится доказывать, что твое творчество чего-то стоит. Насколько можно назвать искусством кучу мусора, с которой я обычно работаю (Сауле использует в своих работах целлофановые пакеты — прим. ред)? Для этого важно не замыкаться и найти единомышленников», — говорит она.

Сауле Сулейманову поддержала Асель Сабыржанқызы — действительно, помощь трудно найти. Хочется провести свою выставку, а галерея говорит — 500 тысяч в день. Нет поддержки государства, а частный бизнес не готов помогать художникам. Девушку приглашают представлять Казахстан в Баку, Париж, Дубай, а родной город не хочет ей посодействовать. Но Асель нашла решение в виртуальном мире: в Instagram и TikTok ее работы набирают по несколько миллионов просмотров.

‎‎‎«‎Главное — делать, а площадка найдется», — уверена художница.

А вот Асем Сулейменова выделила вполне физическую трудность — транспортировку картин. Есть спрос на работы казахстанских авторов за рубежом — например, одна из работ самой Асем взяла первое место на международном конкурсе в Британии «‎Golden Time Talent»‎. Однако сложно найти способ безопасной и приемлемой по финансам перевозки. Чтобы картины не задержали на таможне, требуется экспертиза, которой, как она отмечает, у нас пока нет.

Суммировала все тезисы основательница образовательного проекта Art Society Анастасия Ефременкова.

«‎У нас нет профессиональной институции арт-менеджмента, дилерства. Отсюда все остальные проблемы — не знаем, как транспортировать, продать. Нет мостика между миром искусства и частными заказчиками. У людей есть потребность в искусстве — не зря же инфополе переполнено контентом сомнительного качества в духе “узнать историю искусства за 60 минут”. Но вот тому, как не только разбираться в искусстве, но и стать толковым креативным менеджером, у нас не учат»‎, — поделилась она.

Профессор кафедры теории изобразительного искусства КазНАИ им. Жургенова Ольга Батурина добавила, что вопрос не регулируется законодательно — нет, к примеру, статьи о меценатстве. Галереи работают как магазины, они приравнены к коммерческим заведениям и не освобождаются от налогов. Поэтому диджитализация — логический выход.

«‎Искусство — это не десерт, это хлеб насущный. И это обязательный интеллектуальный досуг даже для тех, кто далек от мира искусства», — добавила она.

По ее мнению, фрагментарный язык современных художников отвечает клиповости мышления. Однако виртуальный мир не работает без технологии, которая регулировала бы его, — это еще один пункт, на который стоит обратить внимание.

Асем Сулейменова обратила внимание на то, что, несмотря на новшества, нематериальное искусство — это не какая-то современная блажь. Уже в 1958 году парижане стояли в очереди на выставку Ива Кляйна, чтобы в результате увидеть опустошенную галерею. Тогда поиск абстрактного наделал много шума, сейчас же это наша реальность — «‎мы можем не видеть искусство, но можем ощущать»‎.

Все эксперты панельной дискуссии сошлись на том, что нужно пользоваться современными инструментами, раз есть такая возможность. Социальные сети позволяют легко таргетировать продукт, реализовывать рекламные интеграции в блоге, создавать мерч. Однако уходить в них с головой тоже не стоит.

«‎Соцсети – не самостоятельная единица. Это продолжение того, что мы делаем в офлайне, поэтому нельзя перекладывать на них всю ответственность. Можно быть популярным художником, которого нет в Instagram, но нельзя быть звездой интернета и при этом совершенно неизвестным вживую», — считаетьАнастасия Ефременкова.

Несмотря на возможности виртуального мира, художницы отметили важность живых встреч — мастер-классов, подобных форумов, где можно обменяться мнениями и поделиться опытом. А подытожила дискуссию Ольга Батурина тонкой фразой:

«‎Не важно, создают ли художники свои работы с помощью диджитал средств или нет, главные их инструменты — это сердце, душа и интеллект. Без них даже самое совершенное цифровое творение не будет искусством».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *