С 28 февраля по 3 марта в Дубае прошла ярмарка современного искусства Art Dubai, специализирующая на показе художников Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Кураторка и со-основательница Центра современной культуры «YEMAA» Асель Ахметжанова посетила ярмарку и подготовила специальный репортаже для Art of Her, в котором размышляет о значение «глобального Юга» для мирового арт-рынка, свежих взглядах не западного искусства и о том, достаточно ли была презентована арт-сцена Казахстана в Дубае.


На Art Dubai работы представляли в 4 категориях: Contemporary («Современное искусство»), Modern («Модерн»), Bawwaba («Бавваба») и Digital («Цифровое искусство»). Традиционно в рамках ярмарки прошли различные мероприятия, в том числе лекции, конференции и воркшопы для детей. Первые дни превью включали ежегодный Global Art Forum, экскурсии по ярмарке и другим институциям, панельные дискуссии, встречи с художниками и кураторами, посещение частных коллекций.

В целом, сама ярмарка про новый межкультурный диалог то ли с глобальным Югом, как про это пишут кураторы и арт-директор ярмарки, то ли с просто другим Югом как представляется мне. Юг здесь такая большая метафора для новых галерей, свежих идей из более чем 40 стран мира и более 400 художников.

Казахстан на Art Dubai представила Aspan Gallery, которая выставила в своем бусе работы тяжеловесов — Алмагуль Менлибаевой и Саида Атабекова. Новые работы «Умай III» Алмагуль Менлибаевой — это серия фотографий, деконструированная с помощью ИИ и обретающая свою материальность в текстиле. Уже знакомые работы Саида Атабекова из серии «Молитва тысяч всадников» представляет нам момент молитвы всадников перед игрой Кокпар.

Отдельного внимания заслуживает курированная Кристианой Бонин (профессор истории искусства и дизайна в American University of Sharjah)  выставка о модернизме «This other World: New Contexts for Modern Art after 1960», представляющая ее исследование периода 60-70-х годов транснациональных связей между Советским Союзом, Африканскими странами и Арабским миром, расширяющее тем самым географию истории модернизма дальше.

При этом выставка включала работы художников из Киева, Баку, Бейрута Джедды, Коломбо и т.д. Также в рамках этой выставки была проведена дискуссия «Коломбо – Алматы», которую модерировала Кристиана Бонин. Спикерами выступили Ярослав Воловод — куратор Гугенхайм Абу Даби,  Инга Лаце — главный куратор Almaty Museum of  Art, художница из Индии Афра Шафик и Джоти Дхар — арт-критик фонда Шарджи.

Ни на выставке, ни на панельной дискуссии не были представлены художники шестидесятники из Алматы или арт-сцена Алматы. Что заставляет задуматься над целым комплексом вопросов: почему казахстанская арт-аналитика не смогла подготовиться к такому фокусу выставки?

В своем выступлении художественный директор ярмарки Пабло Дель Валь рассказал, что основная тема выставки строится вокруг понятий «надежда», «хилинг», опыта мигранта и желания продемонстрировать различный культурный ландшафт, в особенности стран Латинской Америки, Ближнего востока и стран Юго-Восточной Азии. Конечно, это еще и обусловлено культурными и экономическими связями арабских стран с перечисленными странами. Вся программа на Art Dubai была нацелена на межкультурный диалог о Юге, который вот уже несколько лет все громче и громче становится темой мировой повестки на различных мероприятиях. Если раньше говорили о монополярности или биполярности мирового ландшафта, сегодня выставка, предоставляя голос галереям, чьи голоса не вписаны в западную повестку, дает ресурс и правомочность говорить о тренде на объединяющийся Юг.

Подтверждением этих слов было преобладание галерей и художников из Индии, Шри Ланки, стран Африки и Аравийского полуострова. Кроме того, проведение замечательной ретроспективы африканского художника в Шардже при поддержке Фонда африканского искусства говорит о стремлении к разнообразию и вовлечению, а также о важности поддержки в продвижении искусства из разных частей мира. Особенно на примере Дубая, центре финансового и культурного развития, где особенно показательно зависимость современного искусства и креативной индустрии от экономики.

Город, который не боится вторичности и обвинения в клишированности арт-среды, экстраполирует на себя опыт значимых арен глобального арт-мира: Нью-Йорка, Лондона и Гон Гонга. В моем понимании, если очень кратко, эта система выглядит таким образом: в городе существует небольшой, но влиятельный слой супербогатых людей, которые становятся коллекционерами искусства и играют важную роль в формировании рынка предметов искусства. Их платежеспособность, насмотренность и вкусовые предпочтения становятся ведущими критериями формирования арт-пространства. Многие семьи владеют собственными коллекциями искусства, которыми они гордятся и активно демонстрируют публике. Наличие отделения аукционного дома Christie’s в Дубае свидетельствует о росте интереса к международным арт-рынкам и привлечении инвестиций в искусство.

Для того, чтобы арт стал еще одной статьей дохода и экономической отраслью в Дубае проводятся разнообразные культурные мероприятия — концерты, театральные представления, фестивали и кинопоказы. Кроме того, производство принтов, сувениров и подписок на контент становится все более популярным среди массового населения. Эта система поддерживается и иерархически вписывается в капиталистическую модель, где искусство становится не только объектом культурного наследия, но и объектом инвестиций и коммерции.

Запоминающими были несколько событий. Например, выступление Клеменс Котьярд — художественной директорки Бейрутского музея BEMA на панельной сессии Curator Exchange session. Она говорила о роли музея в современном мире на примере опыта BEMA, как они, будучи в стране, где после множественных кризисов 80% населения живет в бедности, продолжают музейную работу, восстанавливают коллекцию, проводят образовательные программы для взрослых и детей, придерживаясь принципа, что музей — это место заботы, доступности, любопытства и воображения.

Параллельно в Шардже 1 марта стартовала 16-я ежегодная встреча March Meetings, организованная фондом Sharjah Foundation. И здесь также программа включала доклады, панельные дискуссии, лекции, мастер-классы, сессии в формате breakout, выступления и другие формы социального взаимодействия. Тема MM 2024 — Tawashujat, что является арабским словом, обозначающим переплетение, сближение или встречу мыслей и идей. Это слово было выбрано, чтобы отразить главный фокус программы — создание инклюзивных, справедливых, устойчивых и комфортных будущих перспектив.

 На дискуссиях в Шардже запомнились некоторые высказывания выступающих, так, в секции о фандрайзинге прозвучала мысль о том, что сама процедура подачи заявок уже цензурирует искусство, блокирует его идеи или видоизменяет на стадии апликейшна, не давая реализовывать многие проекты. После выступали палестинские художники старшего поколения, они поделились опытом поиска идентичности, в 50-60-ых годах пытались воспроизвести свою национальную самоидентичность любыми доступными средствами в материальной форме, будь то керамика, текстиль, дерево. Это было их формой протеста, сопротивления против израильской политики запретов и стирания памяти — когда не разрешали открывать колледжи культуры и аграрного хозяйства. Художники, помещенные в довольно стиснутые условия, продолжали свою практику дома из подручных материалов, пытаясь выставиться за пределами Палестины, сектора Газы и т.д. Они получали поддержку от культурных организаций других стран. Так образовалась национальная лига художников, которая помогала с организацией выставок.

Понимаю, что четырех дней мне совсем не хватило, чтобы охватить весь спектр мероприятий и увидеть все выставки, музеи и центры. Уму не постижим размах, столько всего происходит и открыто в Дубае и Шардже, не говоря уже об Абу-Даби где 3 и 4 марта проходил Международный культурный саммит, на постоянной основе функционируют галереи и культурные институции. Невольно складывается ощущение, что семьи каждого эмирата соревнуются в величине вклада в культуру. Более чем пятнадцатилетнее планомерное развитие культуры через открытие университетов, галерей, креативных хабов, крупных музеев и создание фондов уже приносит свои плоды. Сегодня ОАЭ не только про глянцевый туризм и развлечения, он превращается в общемировую дестинацию для людей разных профессий и стран. Легкое знакомство с международными кураторами, художниками, профессорами и арт-консультантами тому подтверждение.

ОАЭ как будто перерастают навязанный образ про нефтяное счастье, попутно разбивая и другие стереотипы. Знакомство с командой Шарджа фаундейшн полностью развенчивают мифы о арабской женщине. Команда организации вот уже много лет подряд состоит исключительно из женщин, курировать будущую Шарджа Биеннале будет коллектив из 5 кураторок, да и в целом находясь на Art Dubai и в Шардже невозможно игнорировать то, что среди присутствующих превалируют женщины. Это, к примеру, поразило мою новую знакомую из Цюриха. Она констатировала, что в Базеле все иначе, большинство из зрителей — белые мужчины.

Амбициозное векторное развитие ОАЭ как арт-столицы мира невозможно не заметить. Когда я впервые посещала Alserkal Avenue в 2016 году, то это была площадка с несколькими контейнерами с предметами ремесленников. Сейчас же это целый квартал, в котором сосредоточены галереи, музеи, библиотеки и кафе. Мы много читаем прогнозов о будущем развитии Индии, Китая и Азии в целом, не хочется попадать под влияние таких нарративов и впадать в предсказывания и прогнозирование, но находясь на таких мероприятиях и видя всю мощь не западного искусства, невозможно не поверить это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *