8 июня в Almaty Gallery открылась первая персональная выставка арабской художницы Латифы Саид «Черный силуэт», которую курирует искусствовед Валерия Ибраева. Выставка стала первой арт-коллаборацией между Казахстаном и ОАЭ.
В центре «Черного силуэта» – ретроспектива, работы, созданные художницей с 2013 по 2022 год. Если первая работа «Плетение» отсылает нас к женщинам Ближнего Востока и уже ушедшей практике создания причесок, то последняя «Без названия (Исследование)» представляет два песочных кирпича, скрепленных специальными бактериями, над которыми художница работает совместно с учеными. При благоприятном исходе эксперимента, мы, возможно, получим новый строительный материал.
Латифа Саид – мультидисциплинарная художница. Ее медиумом выступает традиционный материал для арабской культуры – песок. Используя его, художница активно осваивает science-арт с помощью экспериментов, а также переосмысляет темы памяти, трансформаций общества и идеологии. Поэтому в работе «Номады» можно увидеть смещение бедуинской и европейской культур, в инсталляции «Путь» – архивацию памяти, в висящем ковре на натянутом канате – политическое напряжение, а в песочном произведении «Архив» – попытку сохранить или хотя бы запомнить ускользающее время.
Авторка Art of Her Данель Ходжаева поговорила с Латифой Саид о развивающейся арт-среде арабского мира, исследованиях художницы и роли современного искусства в постоянно меняющемся мире.
За последние десятилетия в ОАЭ произошли масштабные изменения – подъем в экономике, инфраструктуре, демографии и других сферах. Как это повлияло на арт-среду и коммьюнити?
Арт-коммьюинити и современное искусство значительно возросли в уровне и стали частью международного рынка. Сегодня Абу-Даби и Дубай – это самодостаточные центры искусства. За это время у нас появились институции, которые поддерживают развитие искусства: Лувр Абу-Даби, музей Гуггенхайма в Абу-Даби, Национальный музей шейха Зайда, Нью-Йоркский музей в Абу-Даби, который стимулирует развитие музыкальной, театральной среды.
Помимо этого у нас также постоянно появляются низовые местные инициативы. Так, в моей студии я не только представляю работы, но провожу арт-резиденции для художников, встречи и так далее. Государственные и частные галереи, центры искусства, поддержка государства, выход на международный рынок – всё это позволило искусству ОАЭ окрепнуть за последние десятилетия.
Развитая среда, поддержка государства и различные институции позволяют укрепить роль художника в обществе. Расскажите, когда и как вы решили стать художницей. Это была мечта?
Это было больше, чем мечта – решение, которое я приняла достаточно рано. Я знала, что буду заниматься искусством до конца своей жизни. Мне всегда было интересно искать разные способы отражения своих идей и наблюдений, задавать себе вопросы о том, как быть инновационной художницей, как создавать работы со значением и отдавать что-то зрителю в ответ.
Я до сих пор люблю исследовать, поэтому, скорее всего, и состоялась моя первая персональная выставка в Казахстане. «Черный силуэт» не только демонстрирует работы, но и прежде всего соединяет две культуры вместе. Казахстанский зритель получит свои впечатления, когда будет взаимодействовать с моими работами, а я увезу обратно в ОАЭ свой опыт из Алматы.
А как вы выбирали работы, которые представлены на выставке «Черный силуэт»?
Это было достаточно просто. Валерия посетила мою студию и сказала, что хочет всё. Настоящий челлендж! Я была очень взволнована, потому что в выставке представлены все работы, начиная с 2013 года и до 2022 года. Процесс сбора всей истории и соединения был очень интересным. Помню, что Валерия сказала, что идея выставки – развеять стереотипы, освободиться от предрассудков. Тогда мне казалось, что это прошлый век. Я сказала: «Валерия, это же устаревшая идея! Мы же уже осваиваем космос, Марс – какие предрассудки?», но она убедила меня в том, что они все еще есть. Так что выставка действительно направлена на то, чтобы разрушить представления людей о черном силуэте.
В искусстве вы выступаете не только как художница, но и как исследовательница. Расскажите, на чем строятся ваши исследования?
Хочется верить, что моя исследовательская работа строится на поиске фактов. Я работаю как археолог, но в арт-индустрии. Я много наблюдаю за окружающим миром, собираю впечатления и факты, исследую их прежде чем высказаться или создать что-либо. Это очень важный процесс.
Сегодня вы работаете как с темой памяти, так и с сайенс-артом. Как вы начали работать с этими вопросами?
Это произошло естественно, с помощью наблюдений. Я наблюдала за трансформациями, думала, что же происходит в мире и старалась фокусироваться на том, что важно, что имеет значение. Кроме того, часто рассуждала о том, какую же роль занимает художник в мире. Художник – это столп цивилизации. Я считаю так.
Быть художником – это ответственность. Ты можешь сделать так много с помощью творчества. Мне кажется, что художники тонко чувствуют все изменения, которые происходят сейчас. Сдвиг в моем творчестве произошел в момент, когда я поняла, что искусство – это будущее. Креативность – это будущее, особенно в эпоху диджитал революции.
Если возвращаться к традициям и культуре. В Центральной Азии знания о культуре, традиционных практиках чаще всего передаются по материнской линии. Сегодня современные художники Казахстана отражают это в своем творчестве. Используете ли вы традиции семьи или женские практики для переосмысления?
Да, конечно. Один из объектов выставки – кресло и оттоманка – вдохновлен и создан по методике укладок, которые были популярны в моем детстве. Это была одна из самых модных причесок в ОАЭ среди женщин. Моя работа создана для того, чтобы почтить ушедшую практику – это оммаж. Мне также важно, что зритель может взаимодействовать с объектом, рассматривать, соприкасаться с ним, чтобы узнать и почувствовать больше.
Если говорить о моей семье, то они повлияли на то, что я стала художницей. Никто в предыдущих поколениях не был художником, но, например, моя бабушка работала с ремеслом. Она была очень креативной. В детстве мы посещали музеи. Креативность и творчество всегда приветствовались. В моем обществе было понимание, что быть художником прекрасно.
Завершая нашу беседу, как, по вашему мнению, будет развиваться арт-среда ОАЭ?
Сегодня у нас есть современные художники, которые с помощью творчества говорят о памяти, о культуре, есть те, кто работает с наукой, а также диаспора, которая говорит об арабском мире. Нельзя сказать, что мы развиваемся только в своей среде, потому что искусство ОАЭ уже стало международным. Я верю, что следующая культурная революция произойдет в арабском мире. Почему? Потому что у нас есть сильные институции в виде музеев и образования, частных галерей, государственная поддержка и, конечно, богатая культура.
Всё это способствует тому, что арт-среда активно развивается. Кроме того, возрастает интерес к искусству художниц из ОАЭ. Если раньше стоимость их работ оценивалась ниже, то сегодня, благодаря коллекционированию, участию в международных выставках, их представленности, цены растут. Арабский мир активно представлен в современном искусстве, поэтому интерес к нему будет только расти.
Латифа Саид родилась в 1985 году в Дубае. Окончила Университет Зайеда (Дубай, ОАЭ) со степенью бакалавра в области искусств и наук в 2007 году. В 2019 году стала стипендиатом программы Sheikha Salama Emerging Artist Fellowship в партнерстве с Rhode Island School of Design в городе Абу-Даби. В 2021 году Латифа получила грант от Misk Art Institute в Эр-Рияде и приняла участие в групповой выставке «Under construction» в The Prince Faisal bin Fahd Fine Arts Hall в Эр-Рияде. Художница также стала финалистом конкурса Louvre Abu Dhabi Art Here Richard Mille Art Prize в 2021 году и приняла участие в групповой выставке «Memory, Time, Territory». В 2013 и 2015 годах Латифа Саид участвовала в программе Tanween от инкубато-pa Tashkeel в Дубае, ее работы были представлены на выставке «Middle East revealed» (куратор Wallpaper) в галерее Dray walk в Лондоне в 2014 году. Позже она выставлялась на «Middle East: Design Now» во время Лондонской недели дизайна в 2017 году. Работы также были представлены на выставке «UAE Design Stories: The next generation from the Emirates» во время Миланской недели дизайна в 2018 году. Ее работа «Braided» была упомянута в статье Джейн Холл «Woman Made, great women designers» в Phaidon. В настоящее время художница живет и работает в Дубае.
Открылась крупнейшая ярмарка искусства Art Basel 2023
В Бишкеке проходит персональная выставка казахстанского художника Батухана Баймена