Творчество Рашида Нурекеева представляет собой своеобразный сгусток процессов современности. Художник создает картины, которые являют собой полную эклектику: реалистично выписанные персонажи из разных сфер, времен и народов образуют своеобразное повествование, рождают парадоксальные ситуации и позволяют считывать информацию с холста, бумаги или листа железа. Обязательным становится коллажирование реальных документов, фотоматериалов и предметов быта. В фондах ГМИ РК им. Абылхана Кастеева находятся три работы художника: «Идущая за водой» (1997), «Табуретка» (2003) и «Не карайсын?» (2009).

Рашида интересуют все стороны жизни современного общества.

«Я казах, и мне важно, чтобы мои работы раздражали наших чиновников, а не зарубежных. Пишу потому, что не могу не писать. Потому что должен высказаться на актуальные, злободневные темы. Это некий долг, гражданская позиция. Мне кажется, что в данный момент развития нашего общества художник должен быть более активным. Сейчас надо не просто писать красивые картинки, а говорить о современности. Не для славы или чтобы что-то изменить – не в наших силах сделать это», – говорит художник.

Произведения Нурекеева 1980-1990-х годов излучали атмосферу умиротворенности и доброты, присущие нации в целом, что отчетливо читается в живописной работе «Идущая за водой». Обладая профессиональным художественным образованием, художник сознательно шел на упрощение стилистических и технических приемов. В этой связи, казалось бы, проще определить его стиль, как «неопримитивизм», но в силу характера его философско-эстетической трактовки отношений между человеком и миром, стремлением передать в своих картинах радость бытия, неисчерпаемую веру в добро, более применителен термин «наивное» – трогательное и искреннее искусство.

Рашид Нурекеев, «Идущая за водой», 1997. Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Впервые в Казахстане в работах Рашида были использованы «текстовые картины» на казахском языке. В период конца 1980-х годов подобные эксперименты не были восприняты однозначно даже в творческой среде. «Табуретка» выполнена также маслом на холсте, но активная роль принадлежит, наклеенным поверх изображения: листочек с текстом и реалистической графикой разного периода творчества, выполненных с профессиональным мастерством тонкого рисовальщика. Раздумья о трех казахских жузах приобретают в данной работе новое почтение.

Рашид Нурекеев, «Табуретка», 2003. Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Программное произведение «Не карайсын?» сразу определило характер дальнейших отношений художника с современной действительностью. Человечество просто выживает, а не живет полноценной жизнью, при этом все недовольны вечной рутиной. Ежедневно мы наблюдаем людей с напряженным выражением лица. Попробуй посмотреть на них не тем взглядом – кто-то обязательно скажет: «Что смотришь, козел?». Надо ли отвечать на провокацию агрессией или смирением – решать каждому зрителю.

Рашид Нурекеев, «Не карайсын?», 2009. Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Интересна история создания полотна. Внутренние переживания Нурекеева в одночасье активизировались в магазине «Академкниги». С полки на художника смотрела брошюра по разведению коз, с обложки которой, на покупателей взирал колоритный козел.

В данной работе автор выступает своеобразным интерпретатором труда «Вечное возвращение» Ницше, который не оставил потомкам истины в виде окончательно сформулированного тезиса. Опираясь на лишенную каких бы то ни было иллюзий концепцию мира, которой абсолютно безразличен к надеждам и устремлениям человека, художник вторит философу в стремлении ликвидировать рабскую психологию, мораль, законы, религию, обычаи и так далее.

Выражая высшую степень негодования, Рашид задается также вопросом условий для разведения козлов в мировом пространстве.

Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Работы с социальной тематикой, наполненные личным сопереживанием, отражают основное направление в произведениях наших современников – это искусство критического отношения к действительности. Размышления о том, в каком обществе мы живем, выражение своей позиции и отношения к определенным фактам из жизни социума не пользуется коммерческим успехом, и оттого не склонно подстраиваться под вкусы публики.

Выражая свою гражданскую позицию, художники остаются наедине с собой и своими единомышленниками. Прикасаясь или углубляясь в острые проблемы современности, мастера изобразительного искусства Казахстана находят для себя различные формы высказывания – живопись, графика, перформанс, инсталляция. Во всех видах и жанрах искусства художников объединяет одно – человек, любящий свою страну, но критически рассматривающий казахстанскую действительность, стремится эти реалии преобразовать, прямо и честно «проговаривая» недостатки в своих произведениях.


Рашид Нурекеев родился в 1964 году, в Кызылординской области, Казахстан. Окончил Алматинское художественное училище. Художник живет и работает в Алматы. Он выражает в своих работах свои наблюдения и размышления об отношениях личного и общественного. Рашид Нурекеев художник, чьи работы обогатили казахстанскую культуру произведениями высокого уровня, обладающими глубокой образной силой. Его работы отмечены отстраненностью и иронией постмодернистского выражения.