Профессия куратора становится популярным направлением у молодых ребят, которые хотят заниматься современным искусством. Для тех, кто ещё не разобрался в её особенностях, кажется, что основная задача куратора — красиво стоять с бокалом игристого вина и умно рассказывать о тех смыслах, которые заложил художник в своих работах. Но все, конечно, куда сложнее и серьезнее.

Что должен знать начинающий куратор, чтобы успешно реализовать себя в этой профессии? Какие подводные камни есть в этой работе? Как найти правильный ориентир? Специально для Art of Her куратор и арт-консультант Владислав Слудский подготовил Памятку для начинающих кураторов.

Вид на работы Сауле Сулейменовой на выставке «The Tales of Middle-earth: Kazakhstan All the Time», Jeonbuk Museum of Art, Южная Корея, 2023 г. Кураторы: Владислав Слудский, Mr.Jung, Kim Minyoung. Фото: пресс-служба Jeonbuk Museum of Art

Слово куратор происходит от латинского cura, что позже попадает в английский язык, как «to cure» — заботиться, исцелять. В Древнем Риме кураторами называли людей, которые смотрели за надлежащим исполнением строительных работ, в частности акведуков. Это профессия до сих пор предполагает все ту же заботу, но теперь, не только об акведуках, а об обществе в целом. Как и художникам, кураторам необходимо блестяще разбираться в истории искусства (в том числе для того, чтобы эту историю переосмыслять), ориентироваться в базовых понятиях философии, политики, антропологии и социологии, чтобы в целом понимать в какой исторической точке мы все сегодня находимся. Важно сказать, что кураторство для меня окутано ореолом такой важности, что мне до сих пор неловко называть себя куратором. Полагаю, что через 13 лет и десяток выставок за спиной, я только подбираюсь к тому, о чем я вообще хотел бы “размышлять вслух”. Это долгий и тернистый путь, но это интересный путь, который учит большему, чем просто искусству.

Есть мнение, что кураторы — это мета-художники — они тоже посвящают свои карьеры исследованию каких-то конкретных тем и проблематик, но способом артикуляции этих поисков выступают выставки, а не произведения искусства. Звездный куратор Ханс Ульрих Обрист в своей замечательной книге «Пути Кураторства» (2016) так же напоминает нам о том, что курировать — значит работать с пространством. В самом широком смысле, то есть с архитектурой, контекстом здания, историей места, способами презентовать объекты в этом пространстве. Если очень коротко, то куратор — это человек небезразличный к будущему мира, который работает в тесной связи с художниками для того, чтобы вместе подсвечивать какие-то проблемы общества и стараться, как минимум, их обозначать, а как максимум, предлагать пути их решения. Но это не все.

Самоорганизация

Вид на экспозицию выставки «The Tales of Middle-earth: Kazakhstan All the Time», Jeonbuk Museum of Art, Южная Корея, 2023 г. Кураторы: Владислав Слудский, Mr.Jung, Kim Minyoung. Фото: пресс-служба Jeonbuk Museum of Art.

Самоорганизация является важным навыком для всех, кто хочет попробовать себя в качестве куратора, особенно, куратора в Казахстане. Это профессия, лишенная каких-то линейных структур, которые помогут вам войти в экосистему искусства — в стране до сих пор очень мало институций, размер и бюджеты которых позволяли бы нанимать кураторов, практически нет системных и сильных образовательных программ, внутри которых происходила бы какая-то преемственность, в отличии, например, от финансовых институций. Поэтому вы, в целом, принадлежите себе. Но нет и регуляторов, которые бы ограничивали кругозор ваших поисков. Поэтому отсутствие инфраструктуры может научить вас умственной самостоятельности, способу критически смотреть на институции в целом, искать свой голос и свою оптику. В этом смысле некоторый институциональный вакуум Центральной Азии делает всех нас достаточно автономными, но создает условия, в которых DIY является едва ли не единственной точкой входа в профессию. Поэтому первый совет — это не ждите ничего, даже формального образования. Вы можете сами найти бабушкин гараж, несколько художников, остатки стен от ремонта соседа и сделать свою первую молодую выставку — проживая этот эмпирический опыт вы будете делать ошибки и стараться избегать их в будущем.

Найдите своих героев-кураторов

Экспозиции выставки «Когда отношения становятся формой» в Бернском Кунстхалле в 1969 году. Куратор: Харальд Зееман. Фото: Siegfried Kuhn © StAAG / RBA.

Чтобы стать хорошим писателем, нужно сначала стать хорошим читателем. Найдите своих героев-кураторов и читайте их эссе, концепции, твиты и инстаграмы. Конечно, фигура куратора предполагает некий авторитет в каком-то вопросе, периоде времени, а иногда истории отдельно взятого художника или географии. Вы не сможете разбираться во всем, поэтому стоит определить фокус вашего кураторского исследования. Это не обязательно делать сразу, но лет через 10 после первой выставки ноги сами понесут вас в какие-то темы, которые кажутся вам ближе и интереснее — это происходит органически, такому в школе не научат. Возможно вы будущий the authority по Винсент Ван Гогу, или укиё-э, или минимализму, или художникам-абстракционистам Латинской Америки в 1960-х. Пространство для маневра огромное: его все время надо сужать до точки и расширять до окружности — через это дыхание вы узнаете место, которое занимает ваше исследование в мировой культуре.

Учите языки

Вид на коллаж Джеффри Фармера «Leaves of Grass», 2012 г. 13-documenta, Кассель (Германия), 2012 г. Куратор: Каролин Христов-Бакарджиев.

Языки это очень важно — мировая арт-тусовка разговаривает как минимум на четырех: английский, французский, испанский, немецкий. Ужины, коллекционеры, пресс-конференции, small talks в коридоре техно-клуба, кураторские экскурсии, познание других культур — все это сложно представить без базового знания хотя бы разговорного, а лучше литературного языка. В юности, на меня производило огромное впечатление то, как быстро и легко красиво одетые интеллектуалы Европы переключаются между итальянским, немецким и, например, фарси, по 15 раз за один диалог. Но сегодня я знаю, что это не попытка казаться экстравагантными, а основа коммуникации внутри сообщества. Казахский, который не так часто услышишь на тех самых международных выставках, также нужно изучать, как минимум потому что это ключ к пониманию локальности. В целом, коммуникация — это 50% работы куратора. Это может быть через письма и публикации (если вы интроверт) либо через вечеринки и ужины (если вы экстраверт).

Найдите своего сенсея

Окуи Энвезор, известный куратор современного искусства из Нигерии. Фото: brand.hyundai.com.

Искусство — это про преемственность, поэтому вам необходим свой учитель  человек, на которого хотелось бы равняться, кто-то, кто мог бы вдохновлять и показывать острые углы, сложности, направления. Кураторство  это ремесло, поэтому очень важно найти каких-то людей, которые бы делились с вами знаниями и контактами. Для меня такими людьми были и остаются Марат Гельман, Юлия Сорокина, Валерия Ибраева, Баян Бармункулова, Анжелика Акилбекова, Кендал Генри, Лиза Ахмади, Кристина Штейнбрехер-Пфандт. Уверен, у каждого из них есть свой список тех старших коллег, которые когда-то поверили в их путь. Кураторство  это профессия, где хороший совет от умного человека может помочь вам сохранить годы усилий, когда ты стучишь в дверь, которую никогда не откроют. Каждому юному падавану необходим свой джедай  найдите его!

Улучшайте насмотренность

Вид инсталляции Томаса Хиршхорна «Промежуток», 2015 г. South London Gallery, Лондон. Куратор: Терри Смит. Фото: southlondongallery.org

Летайте на выставки. Насмотренность нельзя переоценить, поэтому в какой-то момент критически важно найти выходы на резиденции, которые приняли бы вас как исследователя, стараться летать на знаковые академические выставки вроде Documenta, Manifesta или Venice Biennale. Этот список бесконечный, но важно посещать максимальное количество подобных событий, потому что там можно соприкоснуться с историей искусства, которая формируется сегодня.

Владейте навыками

Вид на экспозицию выставки «The Tales of Middle-earth: Kazakhstan All the Time», Jeonbuk Museum of Art, Южная Корея, 2023 г. Кураторы: Владислав Слудский, Mr.Jung, Kim Minyoung. Фото: пресс-служба Jeonbuk Museum of Art.

Помните о том, что роль куратора сегодня не заканчивается написанием текста и вальяжным попиванием игристого вина из высокого бокала во время открытия. Как правило, это пыльная работа и надо уметь прибить гвоздь, вымыть пол, покрасить стену. Ты рассылаешь письма директорам музеев, а через 10 минут стоишь с тряпкой в коридоре потому что из скульптуры Дэмиена Херста вытек формальдегид и это — нормально. Это project-based management и нужно хорошо понимать все цепи производства выставки от стен, света, розеток до дизайна приглашения, айдентики выставки и того, где на все это взять денег. Хорошо бы знать Adobe, как заполнять заявку в фонд и как занести 4-х метровую скульптуру в галерею с дверью 2×1 метр. Конечно, с годами и прогрессом в ваших карьерах можно будет больше фокусироваться на смыслах и меньше на их упаковке, но пока вы скорее всего человек-оркестр и это позволит вам лучше понимать организацию процессов, когда их надо будет организовывать. Понятно, что Массимильяно Джонни не прибивает гвозди в Арсенале — но он, наверняка, смог бы, если такая необходимость возникла.

Позаботьтесь о финансовом вопросе

Вид на работу Гэвина Уэйда «New & Old: Z is for Zoo», Музей Франса Халса, Харлем, 2016 г. Фото: Gert Jan van Rooij.

В целом стандартная модель предполагает, что кураторы занимаются чисто академической деятельностью и получают за свой труд гонорары при этом всячески избегая любую коммерческую составляющую. Это делается для того, чтобы избегать конфликта интересов, когда, например, хочется включить какое-то произведение в выставку, но ты знаешь, что его сложно продать и принимаешь решение в пользу рынка, а не формирования смыслов. И эта ситуация при которой сложно идти на компромисс. С другой стороны, с этой моделью есть какая-то проблема, потому что многие мои коллеги-ровесники не только в Казахстане, но и на здоровых развитых рынках вроде США или Европы, не могут обеспечивать себя исключительно кураторством. Один из вариантов — это писать статьи и получать гонорары за них, но даже самые активные 30-летние кураторы не могу производить больше двух тестов в месяц (если только они не профессиональные критики или журналисты). То есть тут side hustle тоже ограничен. Поэтому нужно придумывать модели, при которых вы можете обезопасить себя финансово, в том числе чтобы продолжать делать то, что вы делаете, не теряя свое лицо сомнительными коллаборациями с пивом, казино или картелями. В некоторых случаях галереи могут дать 10% c продаж выставки, если с галереей есть история отношения и если она понимает, что ваша экспертиза поддерживает уровень выставки, а значит и уровень коллекций, которые обратили бы на нее внимание. Можно создавать какие-то образовательные программы и брать деньги за знания, что тоже, как будто, плюс в карму и банковский счет. С годами можно начать консультировать других людей и организации и передавать знание, которое вы приобрели.

Перед тем, как продолжить свою карьеру в качестве арт консультанта Владислав Слудский работал старшим консультантом в Сингапурской компании Metis Art Education и возглавлял Ethan Cohen Gallery в Нью-Йорке, где он организовал и со-курировал персональные и групповые выставки таких значимых художников, как Ай Вейвей, Шу Бинг, Сунь Юань и Пэн Юй, Яёи Кусама, Энди Уархол, Джон Кесслер, Жанг Хуан, Гу Дешин, Цинь Фен, Гонзало Мабунда, Абудия, Моффат Такадива и Хью Хэйдан среди прочих.

 

Помимо кураторских проектов в галерее, Слудский также работал с Тацу Ниши, Марком Форнесом, Энрдю Роджерсом, Никитой Каданом, Николаем Кошелевым, а также рядом художников из Центральной Азии включая Елену и Виктора Воробъевых, Александра Угая, Сауле Сулейменову, арт группу Кызыл Трактор и Алмагуль Менлибаеву.

Рожденный в Алматы, в Казахстане, Слудский со-основал ежегодный фестиваль современного искусства ARTBAT FEST, который проходит в Алматы с 2010 года. Слудский также является со-основателем некоммерческой организации Евразийский Культурный Альянс (ЕКА) поддерживающей выставки, фестивали, образовательные инициативы в сфере культуры, а также программы обмена между местным и международным арт сообществом. В разное время ЕКА поддержал выставки в таких значимых организациях, как Страсбургский Музей Современного Искусства (MAMCS), музей PERMM, Альсеркаль Авеню в Дубаи, Jeonbuk Museum of Arts, а также государственный музей искусств им. Абылхана Кастеева в Алматы.

Совместно с командой ЕКА Слудский также консультировал топ менеджмент Астана ЭКСПО 2017 по Паблик Арт программе и активации территорий через общественные пространства, расширяя парк скульптур ЭКСПО до 12 произведений паблик-арта в 2021 году В 2018 году Слудский выступил со-куратором выставки Думая Коллекциями, Рассказывая Истории арт группы Кызыл Трактора совместно с Лизой Ахмади в рамках Недели Азиатского Искусства в Нью-Йорке (ACAW). За почти 15 лет своей карьеры Слудский создал обширный круг профессиональных связей и в разное время коллаборировал с лидерами индустрии из ведущих галерей мира, арт-ярмарок, музеев и аукционных домов. Летом 2019 ЕКА запустил онлайн платформу для коллекционеров и арт профессионалов Qazart.com, на которой сегодня представлены произведения более 35 современных художников из Казахстана.

В настоящий момент Слудский является независимым арт консультантом помогающим своим клиентам в вопросах коллекционирования, перевозки и хранения произведений искусства, с особым фокусом на первичный рынок, паблик-арт и живопись.

Кураторская работа Слудскиого, а также некоторые его статьи появляются в таких изданиях как Brooklyn Rail, Ocula, Huffington Post, Art Asia Pacific, A4 Mag, Esquire, Forbes, и Buro 24/7, а также в недавно изданной книге “Can Art Aid in Resolving Conflicts: 100 perspectives.” С 2021 года Слудский является участником рейтинга Forbes Kazakhstan 30 under 30.

Материал подготовлен при поддержке Евразийского культурного Альянса.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *