Камила Рустамбекова — фотографиня-документалистка и режиссерка из Ташкента. Ее работы сосредоточены на исследовании современного узбекского общества, изучении условий труда и жизни местных, границ самовыражения и общественных табу, с которыми сталкивается молодежь. Работы Камилы были опубликованы в таких изданиях, как i-D, East, East, Fotofilmic, Safelight, Calvert, Novastan, Bird in Flight и Klassiki. Также она является участницей проекта Women Photograph, посвященного женщинам-фотожурналистам.

Ее документальные репортажи — яркие, несущие в себе много смыслов. Они отражают то, что знакомо почти каждому жителю Центральной Азии. Исследование идентичности, самовыражения и социальных табу важно для фотографини, потому что она живет среде, где приходится постоянно сталкиваться с этими понятиями. Но, как отмечает Камила в интервью для Bird in Flight, она часто получает негативные отклики на свои работы в социальных сетях из-за смыслов, которые некоторые люди, в силу менталитета и устоев, понимают по-своему. 

Недавно она открыла свою первую персональную выставку, где вместо фотографий были представлены ироничные алмазные картины. О том, как к ней пришла эта идея и почему они – портрет Узбекистана, Камила Рустамбекова рассказала специально для Art of Her.


О том, как пришла к фотографии

Для меня это самый доступный и «простой» инструмент самовыражения. Я начала заниматься фотографией еще в школе, так как никогда не умела рисовать или придумывать что-то. За эти годы пробовала себя в абсолютно разных стилях: бьюти, модная фотография, репортажные съемки, а со временем пришла к проектной документалистике. Лучше и легче всего получается взаимодействовать с реальностью. Но это не значит, что мне просто — я интроверт и контактировать с новыми людьми сложно. 

Узбекистан сформировал меня — я родилась в узбекской семье в Янгиюле (город в Ташкентской области Узбекистана — прим. ред.) и живу здесь до сих пор. Здесь много нерассказанных историй и сюжетов. Поэтому, как авторке-документалистке мне открыто много возможностей для реализации своего потенциала в проектной работе.

Если бы я жила в Париже и приезжала на неделю домой, то было бы легче разделить его влияние на мою жизнь. Но это моя среда, мой дом. Я привыкла работать с этой реальностью и, конечно же, есть что-то что мне нравится, а что-то — нет.


Для справки

В 2021 году Камила создала яркий проект «Если бы не было общества», где каждый участник фотосессий исследовал свой стиль опираясь на мысль, что больше нет никаких запретов и консервативности.

Другой проект «Doors are always open» документирует стиль ташкентских районов. Это совместный проект Камилы Рустамбековой и стилистки Камиллы Ахмедовой, цель которого в отражении характерных черт каждого квартала (махалли). Каждая дверь рассказывает историю не только района, но и мастера, который занимался их созданием. 

С 2021 года по настоящее время Камила работает над документальным проектом о сборе хлопка в Узбекистане «Jannat» — колониальной практике, которая пришла в страну из СССР. Она длится уже порядка сто лет и оказывает огромное влияние на экологию страны, разрушая ее. 


О первой персональной выставке

Я делала эти картины зимой, когда у меня закончились все съемки — хлопок собрали, а фермеры разъехались по домам. Мне было трудно справиться с уходом бешеного ритма работы и просто сидеть дома. В это время много думала о том, как я справляюсь, когда каждый день куда-то бегу, не бываю дома. Но более важный вопрос — что я делаю, когда всего этого нет? Не могла понять, как мне справиться с пустотой и одиночеством. Старалась продолжать жить и находить новые хобби. Как-то прогуливалась по базару и на глаза попались алмазные картины. Они сейчас очень популярны в Ташкенте. Так я и провела всю зиму — создавая картины из страз и смотря украинские телешоу. 

Когда выкладывала картины, друзья смеялись надо мной, а я говорила, что сделаю свою первую персональную выставку с этими работами. Все придут, думая, что увидят мои фотографии, а там – алмазная мозаика. Поэтому и говорю, что выставка с была сделана с иронией.

Но несмотря на шуточное отношение к процессу, эти картины тоже стали для меня работой с узбекистанской реальностью. Мне нравится думать, что выбранные мной сюжеты передают портрет родной страны. На алмазных картинах можно встретить Каабу, Париж, Месси, «ауе» волков, «мимими» собачек, Иисуса и то другое, что знаково жителям Узбекистана. 

Решение создать такую выставку пришло ко мне всего за неделю. Когда думала, куда выставить картины, поняла, что не у всего искусства есть место. Для алмазной мозаики нигде места нет — никто не воспримет это всерьез. Тогда я создала альтернативу физическому пространству — выставка открылась в Fortnite и Minecraft (популярные многопользовательские компьютерные онлайн-игры — прим. ред.).

Позднее она появилась и в реальности. Картины можно было увидеть в заброшенном пространстве, которое раньше принадлежало 139 Documentary Center. Мой молодой человек красил и шкурил стены до трех часов ночи, а сестренка Бернара помогла повесить алмазные картины. Моя подруга Яна Харашо позвала людей на выставку в день Навруза. Сейчас это пространство сносят. Я не знаю, что что случилось с картинами, надеюсь рабочие забрали их домой.

Было сложно заниматься организацией и подготовкой выставки. Меня это утомляет и хотелось бы отдать кому-то эту продюсерскую часть, но у меня нет бюджета на проекты. В целом, я рада, что все получилось именно в том виде, в котором запланировала.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *