Выставка открылась на этой неделе в Национальном музее «Киевская картинная галерея». Она посвящена творчеству украинских художников, которые были эвакуированы в Самарканд из-за Второй мировой войны.

Осенью 1941 года Киевский и Харьковский художественные институты были эвакуировали в Узбекистан. За этот период художники (педагоги и студенты) создали сотни живописных и графических произведений, несколько архитектурных проектов и даже скульптуру.

«Большинство произведений узбекского периода хранится в семьях художников. Поэтому огромный пласт украинского искусства середины ХХ века остается почти неизвестным даже специалистам. Однако в этих работах чрезвычайно ценные свидетельства эпохи, художественное познание украинцами экзотического Востока», — говорится в аннотации.

Экспозиция выставки поделена на две части. В первой показаны работы созданные художниками в Самарканде в период с 1941 по 1944 годы. Среди выставленных авторов: Сергей Шишко, Константин Елева, Александр Сиротенко, Василий Мироненко, Иван Краснов, Слава Лившица, Леонид Чернов, Владимир Яценко и Дина Фрумина. Во второй части — современные произведения показывающие древний узбекский город и его нынешних жителей с точки зрения художников XXI века (Матвея Вайсберга, Алексея Аполлонова и Елены Придуваловой).

«Этот проект — жест благодарности узбекскому народу за то, что он с таким радушием и вниманием отнесся к украинцам во время Второй мировой войны. Это говорит не только о традиции гостеприимства, но и о культуре», — сказал в разговоре с «Газетой.uz» Николай Дорошенко, посол Украины в Узбекистане.

Эти работы напоминают о связи между разными генерациями украинских мастеров и о том, что современные художники, как и художники середины ХХ века, живут и работают в сложные исторические времена: когда их родная страна в войне борется за свою независимость и свободу.

Сама выставка – часть издательско-выставочного проекта «Самаркандская эпопея украинских художников (1941–1944)». Воспоминания о жизни эвакуированных художников, статьи искусствоведов о живописных и графических произведениях «узбекского периода» опубликованы в новом номере журнала «Антиквар».

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *