В Венеции начался предварительный показ для прессы 60-го издания Венецианской биеннале. Это одна из самых популярных, старейших и престижных площадок Европы для презентации искусства. Участие в этом масштабном смотре принимает более 85 стран со своими национальными павильонами, а посещает его более 800 000 арт-экспертов и зрителей (по данным за 2022 год) со всего мира.

Для художников_ц иметь в портфолио участие в Венецианской биеннале, означает не только высокий уровень признания, но и несомненный рост цен на работы, увеличение продаж и узнаваемость в мировом арт-сообществе. Именно поэтому в эти дни все внимание экспертов и любителей искусства приковано к событиям в Венеции.

Как появилась Венецианская биеннале? Какая структура у главной мировой выставки искусства? Что сделать, чтобы стать частью этого события? Принимают ли в ней участие страны Центральной Азии? — ответы на эти и другие вопросы подготовил главный редактор Art of Her Рус Бикетов.


Когда появилась Венецианская биеннале?

Идея проекта принадлежит итальянскому консулу Риккардо Сельватико, который был большим поклонником живописи, скульптуры и музыки. Впервые он предложил эту идеи 1893 году, а уже спустя два года – в 1895 –, была учреждена и организована Международная художественная выставка Венеции.

На самом деле, подобные масштабные выставки уже организовывались в Европе ещё в XVIII веке, но таких успехов, как Венецианская биеннале, они не достигли.

Первая выставка состоялась с участием короля Италии Умберто и королевы Маргариты. Тогда было представлено 516 работ, из них 188 — итальянцев, а остальные — иностранцев. Участие в ней принимали художники_цы из 16 стран. Выставка, которую посетило более 200 000 человек, быстро зарекомендовала себя как жизненно важный источник туризма и торговли.

Впоследствии она получила название «Биеннале» (от итальянского biennale «дважды в год»). На рубеже ХХ века начали строиться первые национальные павильоны. Так, в садах Джардини появились павильоны Бельгии (1907), затем Венгрии, Германии и Англии (1909), Франции (1912), России (1914) и других стран.

Престиж биеннале быстро достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда.


Что такое главная тема выставки и кто ее художественный руководитель?

С 1980 года на каждое издание Венецианской биеннале организаторы выбирают нового художественного руководителя, который задает основную тему и курирует главную выставку.

В этом году куратор главной выставки – Адриано Педроса, руководитель Художественного музея Сан-Паулу в Бразилии. Его проект на 60-й Венецианской биеннале «Иностранцы повсюду» посвящен теме мигрантов и является своеобразной провокацией направленной на волну антииммигрантских программ, охватившую в последнее время Европу и США.

Интересно, что согласно данным издания Art News, за все время существования биеннале, только три выставка были организованы женщинами-кураторами и только одна куратором африканского происхождения.


Что такое национальный павильон?

Национальный павильон – это площадка страны-участницы, на которой ее кураторы_ки и художники_цы презентуют свой выставочный проект, как правило, ориентированный на основную тему биеннале.

Страна-участница самостоятельно несет ответственность за расходы на строительство/аренду, содержание и программирование своего павильона.

Поскольку в Джардини вместилось всего 30 павильонов, выставки других стран-участниц начали проводиться в Арсенале и на других площадках города. В 1995 году Южная Корея была последней страной, построившей павильон в Джардини.


Участвуют ли страны Центральной Азии в Венецианской биеннале?

Впервые страны Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан) были представлены в Венеции в 2005 году в формате совместного павильона. Он проработал до 2013 года.

В 2022 году Казахстан и Узбекистан получили собственные национальные павильоны.


Что в этом году представлено в павильоне Казахстана?

Казахстан представил проект «‎Jerūiyq»: взгляд за горизонт». Это современная интерпретация древней легенды о мифической земле под названием «Jerūiyq».

В экспозиции представят футуристическую работу Камиля Муллашева «Земля и время. Казахстан», монументальное полотно Ерболата Толепбая «Новый ребенок. Перерождение», экспериментальные проекты Сакена Нарынова «Шесть жизней одной души» и «Конец начала или начало конца», инсталляцию Сергея Маслова «Байконур-2», саунд-инсталляцию арт-дуэта The2vvo «Присутствие» и мистическое видеоэссе Анвара Мусрепова «Аластау».

Кураторами национального павильона Казахстана выступили Данагуль Толепбай и Анвар Мусрепов.


Что в этом году представлено в павильоне Узбекистана?

Узбекистан представляет проект «‎Don’t miss the cue» («Не пропусти свой выход») художницы Азизы Кадыри и творческой группы Qizlar Collective. Он затрагивает темы принадлежности и идентичности через опыт женщин из Центральной Азии, исследуя, как они ориентируются и переосмысливают себя в процессе миграции.

Выставка организована под кураторством Центра современного искусства в Ташкенте.


Как стать участником_цей Венецианской биеннале?

Отбор участников_ц для основной выставки проводит назначенный художественный руководитель (куратор). В этом году из Центральной Азии на главной площадке представлена художница из Таджикистана Назира Карими.

Что касается национальных павильонов, то каждая страна делает свой собственный выбор. Например, в США за это отвечает Консультативный комитет по международным выставкам — группа экспертов, собранная Национальным фондом искусств по соглашению с Госдепартаментом США.

В Казахстане выбор художников_ц, которые будут представлять страну на главной мировой площадке, остается неясным. Нет четкой процедуры принятия решений, так же как и нет прозрачности.


Есть ли призы за лучшую выставку?

Существует три главные награды — «Золотой лев» за лучшее национальное участие, «Золотой лев» лучшему участнику_це основной выставки и «Серебряный лев» самому многообещающему молодому участнику_це основной выставки. Их вручает международное кураторское жюри.

Кроме основных наград, есть несколько второстепенных, среди которых особые упоминания молодых художников_ц основной выставки и национальных павильонов.


Где следить за новостями 60-й Венецианской биеннале?

В этом году Art of Her планирует серию специальных публикаций с Венецианской биеннале от критикессы Дильды Рамазан. Кроме этого, в новостном отделе редакции создана специальная группа, которая следит за оперативными сводками с Венеции.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *