7 сентября в Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева открывается персональная выставка Гули Громовой «Этот безумный прекрасный мир». Это второе персональное шоу узбекской художницы в алматинском музее, первое прошло в 2018 году.

В экспозиции будут представлены 27 новых полотен, объединенных в три тематические серии: «Летопись нового времени», «Цветные тени», «Реальные люди». В своих работах Гуля Громова осмысляет подлинную и виртуальную жизнь героев (вымышленных и реальных) в эпоху интернета, пытается разобраться в настоящих и мнимых ценностях в период новой этики, размышляет о новых реалиях и правилах игры (жизни).

«Безумие и красота мира приобретает в интерпретации Громовой характер яркой фантасмагории, глубокого осмысления и точечного раскрытия психологии каждого героя. Здесь достаточно места для самолюбования, бесконечного пиара, гротескной символики и сцен из апокалиптических сюжетов. Заострение внимания зрителя на отдельных сюжетах – это желание художника раскрыть суть происходящего в жизни каждого человека и зафиксировать быстро сменяющие друг друга мгновения нашей эпохи», – поделилась куратора выставки Екатерина Резникова.

Главной идеей новой выставки художницы стали размышления о стремительно меняющемся мире, о глобальных изменениях, об утере старых ориентиров и зарождении новых реалий. Прежние представления обрушились, нормы и правила обветшали, мир погрузился в тотальную неопределенность, а человечество, отягощенное бременем прошлого, с тревогой взирает в неизвестное будущее.

Перед открытием предстоящей выставки Art of Her поговорил с Гулей Громовой о безумно прекрасном мире, бесконечном потреблении и правилах, которые стоит нарушить, чтобы добиться чего-то в жизни.

Гуля Громова, «‎Заглядывая в Бездну»‎‎, 2023 г.

Название выставки – «Этот безумный прекрасный мир». Мир действительно сегодня по-особенному безумен. Отыскать в нем что-то прекрасное становится все сложнее. Как вам удается это увидеть и что для вас безумие сегодняшнего мира?

Ну, безумие сегодняшнего мира – это, наверное, состояние хаоса. Раньше был мир, в котором были какие-то установленные правила игры, правила жизни. Сейчас все эти правила разрушены. Никто не знает, по каким правилам существовать в этом обществе. Начинаешь что-то одно, а уже через неделю все меняется. Разваливаются религии, государства, морально-этические устои. Раньше, я думала, что только я это так воспринимаю, но, как оказалось, это ощущение преследует очень многих людей.

Однако, прекрасное всегда есть и его больше. Человек создал много красивых вещей, да и сами люди очень прекрасны. Главное – разглядеть это в пучине хаоса, поймать верный ориентир.

Ваши новые работы, как вы сами говорите, выполнены в поп-сюрреализме. Конечно, мы сразу вспоминаем поп-арт Энди Уорхола, который говорил о безумном потребительском обществе. В ваших работах мы тоже видим известных поп-звезд, моделей и блогеров: Моргенштерн, Пэрис Хилтон, Елена Перминова, Лилия Рах и др. Это про то же, что и пытался донести Уорхол?

Впечатления от мира сегодняшнего. Безумие, трэш и красота. И люди, которые как символы представляют этот хаос смерти старого и рождения нового, ещё непонятно какого именно. Люди из Instagram, бесконечные повторения, клоны, красивая красота после фильтров и ретуши. И в тоже время есть в этом всем что-то детское: желание радости, счастья, мира, творчества, любви, нужности. Публичные личности – это новые примеры для подражания.

Гуля Громова, «‎Счастлива я, сон ли это?»‎‎, 2023 г.

Ваши герои, это пример того, что порой нужно нарушить правила, жить по-другому, пойти против системы. И вы, как бы, восхищаетесь ими, но одновременно боитесь этих новых устоев. Я уверен, что и вам, как художнице, приходится их тоже нарушать. Есть ли у вас те правила, за которые вы всегда держитесь?

Мои личные правила всегда были, есть и будут со мной. Они особо не менялись. Моё самое главное правило жизни – принятие всего нового. Я прекрасно помню себя в 20 лет, я тоже хулиганила и, наверное, до сих пор продолжаю это делать. Но есть основные правила, которые должны быть у всех людей – не причинять другому человеку вреда, стараться не говорить плохое, не смотреть на плохое и не множить зло.

Нужны ли художникам эти правила?

Мне кажется, что художник часто бывает визуализатором будущего. Я вот, недавно, слушала лекции про фондовый рынок, и там говорят: «А почему он обваливается? Потому что появляется человек, который берет и прогнозирует обвал рынка. Что происходит? Все остальные его слушают и начинают скидывать акции. Так обвал фондового рынка и происходит». Я думаю, что в искусстве тоже самое. То, что ты транслируешь людям, вполне может оказаться реальностью. Все-таки для меня поп-искусство – это позитивное искусство. Конечно, это очень рафинированная красота в этом безумном мире. Она может быть не со вкусом, очень яркой, самовлюбленной. Но это позитивный настрой.

Почему-то считается, что яркие работы создают глубоко депрессивные люди…

Ну… Я бы так не сказала. Однозначно, эта серия работ поп-сюрреализма возникла, как моя реакция на «не хочу смотреть на плохое, а хочу смотреть на хорошее». Работать над ней я начала во время пандемии коронавируса. Мне захотелось создать некий альтернативный мир. Я где-то читала, что в художники идут те, кто не может оказать влияние на внешний мир, поэтому они создают свой альтернативный мир в картинах.

Гуля Громова, «‎Почка Моргенштерна, или письмо Элвису»‎‎, 2023 г.

Персональная выставка Гули Громовой «Этот безумный прекрасный мир» откроется 7 сентября в 16:00 и продлится до 17 сентября 2023 года.

Адрес: г. Алматы, мкр. Коктем–3, д. 22/1 (Государственный музей искусств им. А. Кастеева).

Entrance is paid: from 200 to 500 tenge.

График работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00.

Гуля Громова — родилась в Фергане (Узбекистан). С 2007 года живет и работает в Алматы (Казахстан). Закончила Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова (Ташкент) и Ташкентский Театрально-художественный институт. Является членом Международной Федерации Художников (IFA) и Союза художников Узбекистана. Выставлялась в более 10 групповых и 6 персональных выставках в Узбекистана, Казахстане и России. Работы находятся в частных коллекциях Узбекистана, Казахстана, России, Соединённых Штатах Америки, Франции, Германии, Турции, Греции.