Медина Базарғали — художница нового поколения. В своих работах она иронично показывает современную реальность, которая существует в эпоху Интернета, цифровизации, глобализации и деколониальности. Художница и программистка отмечает, что патриархат, капитализм и империализм — это симбиоз, где одно невозможно без другого. 

8 марта в культурном пространстве Egin (Алматы) открылась дебютная персональная выставка Медины «Jelilik dala/Сетевая степь». Она состоит из семи проектов, которые исследуют цифровую революцию, сопротивление и осмысление патриархата и капитализма, казахскую идентичность и деколониальную оптику. Это становится возможным через кодинг, видео, визуальное программирование, звук и войлок. 

Авторка Art of Her Мари Романова поговорила с Мединой Базарғали чтобы узнать, как пришла идея создать «Сетевую сеть», почему художницу не привлекают традиционные формы искусства и как выражать себя через творчество в современных реалиях.


О том, как пришла к цифровизированному искусству

Я родилась в семье художников, и с младенчества ходила на открытия выставок. В подростковом возрасте столкнулась с тем, что меня ничего не восхищало из того, что я видела. Мне нравились точные науки, а в средней школе стала изучать робототехнику и программирование. Говорила всем, что буду программистом и никогда не пойду по стопам родных. Тогда мне казалось, что все искусство производится с помощью традиционных, скучных медиумов. 

В 16 лет довелось побывать на выставке Artists and Robots (2017 год — прим. ред) в Астане. Там были выставлены работы художников, которые используют в своем творчестве визуальный код, алгоритмы, программное обеспечение и звук. Именно в тот момент я по-настоящему заинтересовалась искусством и поняла, что можно работать не только традиционными методами, чтобы производить смыслы. Вдохновившись, я сразу подала заявку в Школу Художественного жеста и начала свою практику. Искусство позволило мне получить доступ к тем частям меня, о существовании которых даже не знала.

Медина Базарғали, «Alienation of History», 2019

О том, как пришла идея создать «Сетевую Степь»

Я думаю, что каждый молодой художник мечтает о персональной выставке. В начале мне не хватало уверенности в себе – не люблю, когда ко мне проявляют повышенный интерес. Комфортнее тихонько делать то, что нравится. Но меня мотивировали и поддержали друзья из Олар (Олар Коллектив — кураторы выставки «Сетевая степь»; независимый, анонимный, центрально-азиатский, квир коллектив молодых кураторок, художниц и эксперт_ок новых медиа — прим. ред). На любые сомнения они говорили, что верят в меня. Это большая удача, когда рядом есть такие люди. 

За шесть лет работы у меня появилось большое количество произведений – намного больше, чем представлено на «Сетевой Степи». На название выставки вдохновила статья исследовательницы Айнаш Мустояповой «Иерархия vs Сеть или Номадизм XXI века» из книги «Деколонизация Казахстана» (2022). В ней она сравнивала гетерогенную, горизонтальную, – как социальную и политическую, так и культурную, – систему степей в доколониальное время с децентрализованной структурой Интернета.

Из статьи становится ясно, что в кочевых сообществах не было жесткой иерархии, а принятие важный решений, как и лидерство, распределялись между людьми и/или группами. По такому принципу сегодня работает Интернет. У него нет центрального органа, который мог бы контролировать потоки информации. Вместо этого он полагается на децентрализованные сети и контент, созданный пользователями. 

Мне понравилась эта связь. Она дает представление о том, что люди имеют навык и потребность к организации и распределению власти как в физическом, так и виртуальном пространстве. В «Сетевой Степи» пыталась передать и соединить множество смыслов. Не знаю, получилось ли. Наш народ пережил очень много боли, а вся история пропитана насилием и сложностями. Я чувствую травмы моих предков. Но считаю, что сейчас у нас есть свобода, хоть и дискуссионная, за то, чтобы быть любыми новыми казахами и казахстанцами.

Медина Базарғали, «Decolonization of Kurt», 2018

О выражении себя через искусство

В нашей реальности столько же смысла, сколько и неясности. И я хочу что-то понять в этом хаосе, стремлюсь найти баланс между рациональностью и эмоциями. Иногда мне очень сложно использовать вербальные методы для того, чтобы выразить свою боль, и я на самом деле очень счастливый человек, что имею такой набор скиллов, который позволяет мне создавать пространства, где я могу быть тайно уязвимой. Есть что-то мощное в возможности выражать себя без объяснений и оправданий. 

Каждая практика дает мне возможность обработать свои эмоции так, чтобы они казались реальными: рисую ли я, валяю войлок, программирую, экспериментирую или импровизирую. Путь исцеления никогда не бывает легким – бывают моменты, когда я чувствую себя подавленной. Однако благодаря искусству я нашла способ быть с этими чувствами не убегая и не заглушая их. 

Большинство работ, которые представлены на «Сетевой Степи», я делала давно. Я работала над ними не для показа, а просто для себя в моменты, когда было много свободного времени. Некоторые из работ были созданы в моменты безысходности и депрессии. Специально для «Сетевой Степи» повторила и немного изменила текемет, который делала в октябре 2023 года в резиденции специально для фестиваля Untitled в Тбилиси. Первый текемет создавался в рамках перформанса с моей подругой из Украины Настей Хрючковской. В последствии я подарила работу ей, чтобы он ее оберегал. Текемет-транспорант, который представлен на выставке, готовила к Маршу 8 марта. Когда еще было неизвестно случится марш или нет, я решила, что хочу поместить на текемет эти слова: «Бейотар бейбинарлы бейбіт болашақ үшін» (Ради деколониального, небинарного, мирного будущего). Так, он даже получился в два раза больше, чем первый. 

Медина Базарғали, первый текемет «Бейотар бейбинарлы бейбіт болашақ үшін», 2023

О патриархате, деколониализме, капитализме и технологиях

Интерес к этим темам отражается в работах через изучение их следов в моей жизни. Признаю, что вынуждена существовать в контексте этих систем. Исследование патриархата, колониализма/империализма и капитализма означает анализ их симбиоза. Я считаю их взаимосвязанными и фундаментальными элементами друг для друга. Они не изолированы и действуют как слаженные системы, влияющие на мою повседневную жизнь. Капитализм на протяжении всей истории демонстрировал выдающуюся адаптивность. И это учитывая глобально растущее недовольство. 

Политические системы используют разработки для контроля и угнетения общества. Понимание их принципов работы необходимо для сопротивления и защиты наших свобод. Важно осознавать, что технологии могут быть и освободительными, и революционными, но не стоит исключать и злоупотребление властью. Как, например, в Китае, где используются автоматизированные алгоритмы распознавания лиц и технологии искусственного интеллекта для мониторинга и отправки людей в концентрационные лагеря. Похожие системы уже применяются на митингах в СНГ. Они используются под лозунгом «заботы и защиты» граждан, но на самом деле мониторинг и подавление. 

Я осознаю себя как деколониальную феминистку, а значит признаю необходимость борьбы за освобождение от существующей триады. Важно хотя бы знать, как эти системы работают, чтобы противостоять им. Потому что одним из способов избегания манипуляций становится знание. Например, по этой причине я проводила мастер-классы по созданию DIY-киберинструментов для защиты от распознавания лиц.


О дальнейших планах

Их много, но нужно выживать в капитализме. Я сделала эту выставку еще потому, что хочу закрепиться как художница, прежде чем начну работать, чтобы поесть. У меня много идей для проектов, но часто приходится выбирать между искусством и заработком. Хоть я и вижу искусство смыслом моей жизни, в нынешней реальности оно пока является моим хобби. 

Обложка материала: портрет Медины Базарғали. Фото: Fahri Tarhan.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *