Мы продолжаем говорить о произведениях искусства, которые удивили мир своим новаторским и неординарным подходом. В первой части мы уже рассказали про работы Роберта Раушенберга, Мерета Оппенгейма и Яры Саид.

Новая часть – новые художники – новые произведения искусства, которые удивили мир.


Майкл Раковиц. «Приют для бездомных ПАРАСАЙТ» (1997)

Майкл Раковиц – иракский и американский художник. В своем искусстве обращается к истории, текущим событиям и насущным социальным проблемам. Самой нашумевшей его работой считается серия домов для бездомных, приравненных к скульптурам, но имеющих вполне практическое назначение. Само название серии его произведений на английском – «ParaSITE» – это портманто, или слово-гибрид из двух концептов: parasite – “паразит” и site – “место, участок”. Само название намекает на отрицательный смысл, который придают бездомным людям. Автор гипертрофирует смысл этого слова, создавая целые жилища, конструкция которых устроена так, что не может существовать без присоединения к полноценному дому.

Каждое убежище изготавливается на заказ и процесс проектирования начинается с разговора между художником и обитателем. Один из будущих жильцов был заядлым поклонником научной фантастики и попросил, чтобы его убежище было похоже на Джаббу Хатта (Jabba the Hutt, персонаж из Звездных войн). Другой хотел иметь много окон, чтобы сохранять бдительность в отношении потенциальных злоумышленников. Раковиц строит конструкцию из материалов, используя пакеты Ziploc, упаковочную ленту и, для его более поздних моделей, листы полиэтилена – обычного пластика, ценящегося за его прочность, легкость и гибкость. Подобно паразитам в природе (включая некоторые растения, насекомых и рыб), убежищам Парасайт нужны ресурсы, извлеченные из внешнего источника, чтобы функционировать. Они прикрепляются к воздуховодам зданий, которые служат «хозяином», из которого они получают теплый воздух, нагревающий и надувающий их. Паразитической природой своих конструкций автор подчеркивает зависимое и беззащитное положение людей, оставшихся без крыши над головой и способных выжить только за счёт чьей-то помощи. Своими удивительными художественными приютами для бездомных художник стремится помочь людям, живущим на улицах, и агитировать за изменения в американской политике, которые должны навсегда решить проблему бездомности.


Том Вессельманн. Натюрморт №30 (1963)

На этой картине можно увидеть сцену типичной кухни 60-х годов с вырезками из печатной рекламы, розовой дверцей холодильника, пластиковыми копиями бутылок 7-UP, цветами, прорастающими из раскрашенного горшка, куском штампованной синей жести, образующий стену за кухонным столом, плитой и репродукцией картины Пабло Пикассо «Сидящая женщина» в рамке (1927), которая висит на ярко-красной стене.

Стол уставлен изображениями свежих упакованных продуктов, которые Вессельманн вырезал из различных печатных рекламных объявлений. Натюрморт №30 – это характерная интерпретация особенностей быта и культуры потребления, характерных для США второй половины XX века. После изнурительных войн, потрясших мир, бедности, страха и страданий, которые пропитывали творчество первой половины XX века, наступило долгожданное спокойное время. Война осталась позади. Европа была практически разрушена и центр искусства переместился в зажиточную Америку. Художники и зрители больше не хотели печали и боли в искусстве и дизайне. Воздух был пропитан великими надеждами и наступило новое время – время ярких автомобилей, кричащих цветов в одежде; были изобретены водолазки, как символ ухода от строгих пиджаков и рубашек, первые куклы Барби, этика которых пропагандировала сладкую жизнь. Женщины наряжались в легкомысленные мини-юбки. Стремительно распространился бесшабашный танец твист. Эпоха потребления – вот что стало пронизывать культуру и умы людей. В своем натюрморте Том Вессельман буквально воспел это изобилие выбора продуктов и товаров. На картине стол ломится от продуктов различных популярных марок, холодильник по моде того времени яркого жизнерадостного цвета. Произведение пропитано радостью от возможности все это купить и употребить. Наслаждение и обладание были главными постулатами общества того времени. И не просто так художник повесил репродукцию знаменитой картины Пикассо на стене над холодильником. Это отсылка к признанному произведению искусства, уже не отвечающему идеям и принципам взрывных 60-х, которое небрежно прибито к стене на кухне. Рядом с Пикассо стоят бутылки дешёвой газировки, намекая на смещённые ценности и уход от страданий войны в сладкую газированную жизнь.

«Я использовал то, что было вокруг меня, поэтому всё это и стало моей культурой. Но я не использовал эти материалы по неким культурным соображениям и это (прим. ред. – произведение) не было комментарием к культуре», – сказал однажды художник, имея в виду свои основные интересы в области композиции, эстетики и истории искусства.


Шейла Хикс. Столп исследования/Гибкая колонна (2013–2014)

Работа Шейлы Хикс представляет из себя каскадную гибкую колонну из атмосферостойкого акрилового волокна невероятно насыщенных разнообразных цветов, около шести метров высотой и полтора метра шириной. Инсталляция простирается от пола до потолка.

«Я хочу, чтобы моя работа очень выразительно ударялась об пол, чтобы она разливалась, образовывала лужи и выглядела так, как будто она живая. Он движется и обладает собственной внутренней энергией», – заявляет Стелла.

С 1950-х годов художница непрерывно работала с текстилем и волокном, или «эластичными материалами», как она их называет, превращая их как в небольшие плетения, так и в монументальные инсталляции. Художница желает, чтобы её работа разжигала в нас желание прикоснуться к её творению. Вот, как ещё комментирует свою гибкую колонну сама художница:

«Я думаю, что это важно: желание подержать материал в своих руках, подружиться с ним, посмотреть, кусается ли он, совместим ли он с вашим существованием и каким образом. С помощью столпа исследования мне удалось показать нечто спадающее с потолка а может с самого неба и уходящее в недра земли. А может наоборот – то, что зародилось в земле и достигло столпа поиска чего-то в вышине…Я пришла к идее заставить вас смотреть вверх. Могу ли я убедить вас прорваться через потолок и узнать, что находится наверху, а что ещё дальше, а что на сто миль выше? Мы бы никогда не дошли до Луны, если бы не задавали себе эти вопросы. В моей инсталляции я выражаю то, как я чувствую сама себя – с одной стороны я твёрдо стою на ногах, но с другой, я чувствую в себе мужество продолжать подниматься вверх. И столп исследования широк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *