Представьте себе обычную женщину, мать двоих взрослых детей, педагога-художника. Обычная и понятная картина. А теперь вообразите, что у этой женщины есть крылья. Что меняется в вашем воображении? Ранее обыденный облик преобразуется в нечто из мира фантазий, сказок и легенд и начинается полёт… Но, это ещё не всё. Теперь нарисуйте в своем уме, что помимо крыльев эта женщина владеет короной, инкрустированной драгоценными камнями. Поэтическую метафору о женщине с крыльями и короной привела сама художница, образно иллюстрируя один из рассказов своей жизни. Предлагаю исследовать подробнее художественный мир человека, умеющего летать и уверенно приземляться в нужное время, в нужном месте.

Рашида Мугавеева – художница из солнечного Шымкента, чьи выставки проходили в нескольких городах Казахстана. Рашида член Союза художников РК, член Французской Mondial Art Academia, член МНЖФХ «Тан Шолпан», член Союза дизайнеров РК, художник-декоратор и педагог-художник. Художница в основном работает акрилом с добавлением итальянских декоративных красок.

В день интервью с художницей наша встреча началась с похода на групповую выставку пяти художников «ART NAURYZ» в выставочном зале Шымкентской городской универсальной библиотеки имени А. Пушкина. В экспозиции были представлены работы Зульхайнара Кожамкулова, Айнур Асановой, Аскара Ахаманова и самой Рашиды Мугавеевой. Я увидела, как художница ведёт экскурсию по картинам для детей и, как её импульс зажигает в них живое понимание картин, активную вовлеченность в обсуждение творчества художников. Окрылённость и вдохновение, с которыми художница рассказывала о полотнах, будто вызвали в детях порыв расправить их маленькие крылышки. Передавать профессиональные навыки рисования через любовь к искусству, один из главных принципов работы Рашиды в преподавательской деятельности. Она приводит сравнение детей с Пегасами: «Дети приходят учиться с крыльями и не нужно их обрезать. Да, они могут лететь неправильно и в полёте кувыркаться вверх ногами, но учиться «правильно» легко, но уметь отрастить вот эти крылья…».

Затем мы оказались в пространстве с полотнами самой художницы. В первую очередь, что выхватил мой взор – это ритмичность композиции и цвета, ювелирная точность, искусность и аккуратность исполнения каждой детали картины. Эта спокойная ритмичность на полотнах будто начинает коррелировать с ритмом дыхания и сердца, от чего восприятие картин не встречает ни малейшего сопротивления. В большинстве своем картины Рашиды показывают природу нашего родного края, теплые казахские национальные традиции, утонченное убранство одежды и жилья. Каждая картина художницы покрыта вуалью сказочности, будто иллюстрирует мудрое восточное предание или казахскую легенду. Композиции в картинах Рашиды Мугавеевой практически идеально организованы  –  «всё по полочкам», всё на своих местах, всё в порядке – именно это дарит ощущение спокойствия, приводит в равновесие и проясняет ум. Поразительно, насколько тонко художница чувствует красоту степи и может изобразить её в своей индивидуальной манере, будто пространство покрыто лоскутным одеялом в богатом многообразии оттенков и фактур. Это мягкое одеяло так и приглашает присесть на него и, смотря вдаль, в высоту неба, слушать звуки кобыза, мягко и неторопливо открывая для себя мудрость Вселенной.


Вечная дорога

«Это картина не только о шелковом пути, скорее это о пути в поисках смысла. Дорога – древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Мотив дороги символизирует такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. Мавзолеи и мечети всегда были истоками духовности и терпимости, источниками силы, помогающими двигаться вперёд. Ну, и конечно, картина о том, что молитвы и просьбы, вознесённые к Аллаху путешественниками, быстрее доходят», – описывает работу автор.

Триптих «Спокойствие». Часть I

«Это триптих о жизни казахского аула, спокойном достоинстве и душевной красоте обычных людей. Простота визуального восприятия, отсутствие сложных психологических сцен, спокойные гармоничные цвета вызывают позитивные эмоции. Рассматривая картину, приходят мысли о ежеминутной красоте и счастье бытия, хрупком спокойствии любого, даже самого простого мгновения», – рассказывает Рашида Мугавеева.

Серия «Женщины степи. Нежность»

«Казахский народ силой богатого художественного воображения создал много удивительных языковых единиц, связанных с образом женщины. Например «АҚЫЛДЫ ӘЙЕЛ ІШІНДЕ АЛТЫН БЕСІКТІ ҰЛ ЖАТАР.» (досл.: В утробе умной женщины мальчик, как в золотой колыбели) следует толковать так: умная женщина всегда думает о благополучии будущих поколений и рожает одаренных детей. В истории казахской степи известно немало женщин, заслуживших своей мудростью почёт и уважение всего народа. В этой связи не лишним представляется бытующее в казахском языке твердое предупреждение-назидание в виде пословицы «ӘЙЕЛІ АЗҒАН ЕЛДІҢ БОЛАШАҒЫ ЖОҚ», смысл которой можно передать так: народ потерявший веру в женщин, не имеет будущего», – описывает работу автор.

Серия «Степные истории. Табун»

«Степные истории – это серия картин, рассказывающая о прекрасном мире кочевников. В ней я стремилась привлечь внимание к культурной самобытности Казахстана, присутствию прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Эта работа предлагает взглянуть на окружающий мир по-новому, осознавая взаимосвязь этнокультурных традиций, социальных и общечеловеческих качеств. При создании этой серии картин, я опиралась на старинные фотографии и свои пейзажные этюды. Скупые на цвет и эмоции старинные фотографии, раскрывают интересные подробности быта, но не могут передать всей полноты счастья и красоты ощущаемой в реальности. Картины объёмнее и информативнее фотографии, они эмоционально воздействуют на зрителя локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Я считаю, что уважение к прошлому – это и уважение к людям, которые жили до нас», – поделилась Рашида Мугавеева.

Триптих «Степная мелодия». Часть I

«О чём ты мечтаешь? Быть верным своему выбору, вдыхать ароматы родной земли, понимать всех без слов, жить в достатке и благополучии… Наурыз – это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, а вместе с ними поёт душа… Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. Так было ещё во времена кочевников и остаётся по сей день», – описывает работу художница.

Триптих «Степная мелодия». Часть II

«О чём ты мечтаешь? Ощутить свет любви того, с кем связана нитью судьбы, свить своё гнездо и быть счастливой».


Что нужно делать художнику, чтобы его выбирали? – спросила я об этом Рашиду. Она отвечала спокойно и легко: «Я не считаю, что это моя заслуга, просто так легли звёзды. Я знаю, что есть такие вещи, которые не переломить. В нужное время всё само придёт, главное подать заявку во Вселенную, сформулировать её правильно и, если мне это во благо, то это обязательно спустится тогда, когда я буду к этому готова».

В дальнейшем разговоре художница рассказывала о процессе своего творчества, в начале работы – «Сейчас я сотворю новый мир…», и в завершении «Дух захватывает! Неужели, это я всё сделала сама?». Её глаза горели как у ребенка и голос искрился восторгом… Тут я поняла – разве можно не выбрать творение художника из под пальцев которого струятся тысячи солнечных лучей?

«Мне интересно жить. Жизнь не черновик. Каждый день не повторим. Если тебе интересно, ты всего достигнешь, а если не интересно, даже, если легко, то у тебя не получится» – делится художница. – «Я всегда стараюсь держать класс, все должно быть на высоком уровне» – с достоинством заявляет Рашида Мугавеева.

В процессе нашего общения я услышала много слов благодарности и восхищения родителями, бабушками и дедушками, преподавателями художницы. Мы провели почти два часа за разговором об увлекательных поворотах судьбы Рашиды Мугавеевой, всё, к сожалению, не поместится в одну статью, но основное я могу выделить, успех художницы не столько от везения, как она скромно отмечает, а от тонкого умения сочетать творческий полёт с требовательностью к качеству и высокой дисциплиной. Сохранение в себе ребёнка, готового каждый день очаровываться миром и всегда сохранять живой интерес к своему делу плюс самоуважение и высокая ответственность взрослого человека способного самому строить свою судьбу и «дизайнить» будущее  – наверное это и есть тот скрытый механизм, что движет людьми, которых выбирают.

1 Comment

  • Аватар

    Damir kasyanov, 31 марта, 2023 @ 2:45 пп Reply

    Рашида Мадарисовна- легенда живописи Шымкента!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *