с 20 октября по 10 ноября в Алматы проходят показы документальных фильмов JETIQARAQSHY в рамках фестиваля современного искусства ARTBAT FEST. Показы инициировали коллектив режиссерок и продюсерок документального кино Women make docs и культурно-образовательный центр Egin.

Следующий показ состоится 27 октября. Это будет грайндхаус, где громкий казахстанский документальный фильм вступает в диалог о деколониальности с мировым документальным хитом. Казахстанский фильм — «Мой папа Чингисхан», режиссерки Альмиры Сайфуллиной, а зарубежный — «Life of Ivanna», режиссера Renato Borrayo Serrano.

Специально для Art of Her Альмира Исмаилова, авторка коллектива Women make docs, подготовила рецензию на фильм «Life of Ivanna».

По атмосфере «Жизнь Иванны» – это грустное, отрезвляющее путешествие в начало двухтысячных на утопающих в снегах тундры санях времени. В России это начало правления Владимира Путина. Для Казахстана это эпоха ТВ Бинго, больших нефтяных денег и принятия закона о первом президенте. Авторы вместе с героиней несутся в ее новую жизнь, иногда останавливаясь, чтобы перекурить и перевести дыхание. При этом мы никогда не слышим прерывистого дыхания Иванны, ей, мифической птице Минлей, способной вызывать ветер, кажется, неведома одышка.

Режиссеру же приходится несладко. Он взял на себя ответственность показать героиню через «чистый» опыт повседневности. Фильм снимался 4 года международной командой: режиссером из Гватемалы Ренато Боррайо Серрано, учеником школы Марины Разбежкиной, продюсером Владом Кетковичем и оператором и со-сценаристкой Дарьей Сидоровой. Думаю, очень важно для понимания мотивации авторов указать, что Дарья родом из Дудинки, города-порта за Полярным кругом (Дудинка является административным центром Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа), куда перебирается жить Иванна с детьми.  

Мировая премьера фильма «Жизнь Иванны» состоялась на крупнейшем североамериканском фестивале документального кино Hot Docs в секции World Showcase, в дальнейшем продолжив свой фестивальный путь участием в CPH:DOX, goEast, Zurich film festival (обладатель премии «Золотой глаз» как Лучший документальный фильм) и других кинофестивалях. Дистрибьютором фильма выступила компания CAT & Docs, известная своими громкими премьерами.

«Жизнь Иванны» – это история выживания многодетной ненецкой матери в условиях тундры, которая противостоит безденежью, стихии и алкоголизму супруга.

Начинается фильм буднично с утреннего чая и неизменной сигареты, без нее Иванну сложно представить. Мы видим ее скромный быт: в домике на санях нужно найти место чтобы помыться, накормить детей, растопить лед. В постоянном крике ее и детей, визжании, плаче, смехе нужно найти место для себя. И Иванна его находит. Иногда она застывает и долго смотрит куда-то внутрь себя или лихо несется, искусно управляя нартами. В этой ее замороженности и стремлении к риску вся суть ее легкого, неунывающего характера. Эта замороженность является органичным состоянием места обитания ее народа, она ему близка и понятна, они смогли к ней адаптироваться. По аналогии ее эмоциональная замороженность дает ей пространство для сохранения себя.

Режиссер интересно работает с временем. В руках Иванны появляются любовные письма от супруга из прошлого, тут же Иванна добивается подключения  электричества, пытаясь что-то услышать в трескотне мобильника. Мы видим архивные кадры Иванны в интернате, где она поет и танцует. Режиссер преобразует тесный домик Иванны в фильме в волшебную шкатулку, где женщина превращается в девочку. Удивительно как тонко схвачен обратный процесс через дочь Иванны. Она воспроизводит поведение, внешность своей кумир_ки. В ее перфомансе по мотивам популярной песни Веры Брежневой «Я знаю пароль, я вижу ориентир» сквозит одновременно и желание скорее стать взрослой, и невыразимая нежность ребенка, который страшится большого мира.

В фильме очень аккуратно и при этом честно поданы социальные проблемы. Патернализм, при котором ставится задача цивилизовать народ, достался России в наследство от СССР и остается почти единственным способом взаимодействия власти и местного населения. Все в Дудинке ненавидят «Газпром», но вынуждены там работать за копейки. Другой работы просто нет. Мужская часть населения больна алкоголизмом. Женская – тянет лямку быта. Оленеводы, лишившиеся оленей, становятся нищими и вынуждены скитаться в городе. Режиссер не критикует в лоб, но маленький флаг российского государства на корабле говорит сам за себя. Колониальное давление сказывается и в религии. И хотя христианство оккупировало внешнюю оболочку религиозной потребности, внутренность часто заполнена традиционными верованиями. Сын Иванны, указывая на Христа и искренне недоумевая, спрашивает друга в церкви: «Почему человек висит?». Он чувствует себя в огромном здании неуютно, потому бежит оттуда.

В кульминационной сцене фильма Иванна поет в караоке-микрофон «Миллион алых роз». Кадр снизу подчеркивает силу ее духа и исполинство ее фигуры. Алкогольный угар, происходящий в этот момент в комнате абсолютно ее не касается. Иванна поет о своей, взлелеянной ей самой любви, о своей несвершившейся мечте стать певицей, о своем будущем в городе, которого она пока не видит, но твердо знает, что оно есть. А где-то за окном под звуки материнского голоса малыш в малице пытается стереть светомузыку на снегу. В настойчивом действии малыша логика не загнанного в угол зверя, но упорство благородного ветвистого северного оленя, не допускающего суеты и мельтешения.

Фильм переполнен звуками: шумом ветра, пьяных разборок, звуком пилы по мороженому мясу. Но один звук особенно приплющивает – это звук крика очень близко к лицу младенцу, с целью его успокоить. Дочь Иванны, наверное, неосознанно копирует поведение матери, и при этом она в крике видит не проявление абьюза, а исцеляющие шаманистские практики. Крик она использует как колыбельную, отгоняющую злых духов.

«Жизнь Иванны» – смелое, не боящееся смотреть прямо в глаза зрителю документальное кино. Фильм не заключен в рамки жанра, он не является этнографическим портретом жителей севера, чернухой о жизни в российской глубинке или феминисткой агиткой о сильной женщине. И это хорошо. Фильм открывает возможность размышления о чем-то гораздо более глубоком, способном зацепить чуткого зрителя – о процессе духовного высвобождения. И эта мысль делает фильм по-настоящему деколониальным высказыванием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *