Настала пора подводить итоги года. Какой он был, 2023 год? Art of Her попросил молодых деятелей и деятельниц искусств Казахстана выбрать одно произведение, которое бы лучше всего описывало уходящий год. Политический арт-активизм, графика о мире, фотографии семьи — какие еще работы выбрали художники и художницы? Рассказываем в эксклюзивной подборке Art of Her.

Жанель Шахан, художница, активистка

Для меня в этом году были важны две работы. В первой инсталляции буквально перечислены все трагедии, произошедшие в Казахстане. Полиция убрала инсталляцию спустя пару часов. Хотя она имеет большее значение, нежели гигантские уродливые инсталляции яблок на Арбате.

Вторая работа была нарисована Әлінұром, ребенком из семьи, которая лишилась кормильца после январских событий. Она была продана дороже всех на аукционе, средства были перечислены семье. Для меня это одна из лучших работ за 2023 год.


Леонид Хан, художник

Последнее время и этот год, мое состояние можно охарактеризовать лошадью в этой работе. Возможно, стоит просто расслабиться, надеяться перелететь эту бездну событий, которые абсолютно никак не поддаются нашему контролю.

Маурицио Каттелан, инсталляция «‎Баллада о Троцком»,‎ 1996 г.

Ирина Дмитровская, мультидисциплинарная художница

Пабло Пикассо, «‎Синий голубь мира»‎, 1961 г.

Для меня лично 2023 год был во многом про границы, их расширение, отстаивание, преодоление. Если переходить от личного ощущения к более общему, мне кажется, в 2023 году было много болезненных и травматичных событий, как в нашей стране, так и в мире в целом. И поэтому мне захотелось выбрать работу, которая говорила бы о том, как важно быть бережными, транслировать любовь, действовать через нее, сохранять ее внутри себя и созидать ее в окружающем. Поскольку действия через агрессию и насилие никогда не работают.


Дәрия Темірхан, художница

Осы жылды сипаттаған нақты өнер туындыларын атап кету мен үшін қиын. Бірақ, мен бұл жылды Кенжебай Дүйсенбаевтың “қараңғы” кезінімен сипаттар едім. Бұл жыл қою күлген мен қоңырға толы болды.

Мен бұл жылды Бақыт Бөбиканованың Молдақұлды іздеген видео-артпен сипаттар едім. Өзімді ешқашан соншалықты жоғалғандай боп сезінген емеспін. Алғаш рет өзімді Катя Канның жұмыстарымды таптым. Әлемде/өмірімде болып жатқан сұмдықтан ваннаның ішіне кіріп тығылғым келді. Мен өзімді Сәкен Нарыновтың кубтарында таптым. Сырты бүтін, ал ішінде жарқын кемпірқосақ. Жылу мен күшті өзінде ізде дегендей. Бұрын Әли Бақтыгеревтің жұмыстарын көргенде тек тарихи жанырында жазылған кескіндемені көретінмін. Алайда, осы жылы шайқас, күрес, тыңығу, келісімге келу, жеңіс пен жеңіліс — әр адамның бойындағы тоқталмас процесс екенін түсіндім. “Қараңғы” кезеннен кейін “жарқын” кезен келер.


Дамир Мухаметов, мультидисциплинарный художник

Трейлер фильма «Кентавр», реж. Актан Арым Кубат, 2016 г.

По мне, этот год нереально описать одной картиной, но из ассоциаций к такому вопросу есть очень сильно впечатливший образ, в котором я увидел много совпадений с чувствами 2023 года. Это кинокартина «Кентавр» 2016 года, режиссёр Актан Арым Кубат.


Анна Кин, художница

Для меня, пожалуй, ничто не описывает реальность Казахстана точнее, чем всегда меткие работы Ербосына Мельдибекова. Его «Семейный альбом» документирует историю одной семьи на одном и том же месте. Семья не меняется на фото, но меняются довлеющее над ней, казалось бы, монументальные объекты. Мельдибеков запечатляет монументы Казахстана как непостоянное явление, переписываемое, как учебники истории, и постоянно обслуживающее режим.

Ербосын Мельдибеков, «‎Семейный альбом»‎, 2006-2011 гг. Фото: Aspan Gallery

Обложка: Ербосын Мельдибеков, «‎Семейный альбом»‎, 2006-2011 гг. Фото: Aspan Gallery.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *