Несколько дней назад мы публиковали репортаж с превью первой международной ярмарки современного искусства ALA ART FAIR. Оказавшись в центре громкого скандала, 4 из 11 заявленных галерей отказались от участия в ярмарке, которая должна была стать главным событием на казахстанском рынке современного искусства и стимулировать его развитие.

Напомним, 1 декабря, накануне закрытого вернисажа ALA ART FAIR, арт-консультант Владислав Слудский опубликовал колонку в интернет-издании «‎Власть»‎, в которой заявил, что Казахстан неэффективно тратит деньги на продвижение туризма через искусство.

Art of Her поговорил с кураторами ALA ART FAIR Олей Веселовой и Санжаром Серикпаевым о возможной коррупции, обвинениях Владислава Слудского и о кураторской концепции самой ярмарки. Нам также удалось взять комментарии у Ирины Харитоновой, директора департамента креативного туризма АО «НК «Kazakh Tourism».


Kazakh Tourism обвинили в нарушении закона об интеллектуальной собственности. Что вы думаете об этом?

Оля: Идея создания ярмарки существовала давно в арт-сообществе Казахстана. Это логичное продолжение развития рынка. На всех развитых арт-рынках существуют ярмарки современного искусства, и чаще всего они называются английским словом fair. Подобные мероприятия нацелены в том числе на международные рынки. И в этом смысле такое название первое, которое приходит на ум. Думаю, что кто бы ни занимался этим проектом, это название все равно примерно к этому пришло. В случае, если нет зарегистрированной товарной марки, то сложно рассуждать о нарушении чьих-либо авторских прав. 

Существуют разговоры и о нарушении авторских прав в отношении ярмарки как концепции. Но это тоже звучит несколько непрофессионально, поскольку ярмарка – это международно признанный формат, и это сравнимо с тем, чтобы сказать, что у меня есть права, или я придумал формат выставки, фестиваля или биеннале. 

Почему все-таки вы согласились принять участие, осознавая сжатые сроки для реализации профессиональной ярмарки? Знали ли вы о полном бюджете, который выделили в Министерстве туризма и спорта РК?

Оля: Каждый проект, в котором нам предлагают принять участие, мы внутренне оцениваем с точки зрения ценности для среды и для развития инфраструктуры. Нам важно не создавать однодневные мероприятия, а усиливать и развивать рынок. Ярмарка – это именно такой проект. Он нацелен на консолидацию профессионалов_к для формирования рынка и правил игры на этом рынке. С одной стороны, мы находимся в стадии формирования и этим осложнены некоторые процессы, но с другой – это возможность для того, чтобы задать свои правила игры. Мы в той точке, когда можем повлиять на условия и рамки, по которым экосистема искусства будет существовать. 

Государство – это не что-то мифическое или отдаленное от нас. Мы его граждане_ки и составляем государство. Мы ощущаем себя частью государства и поэтому считаем важной профессиональной обязанностью вносить свою экспертизу и опыт в проекты, создаваемые государством. Опыт ярмарки этого года вскрыл несовершенство построения взаимодействия между госорганами и профессиональным сообществом. Однако мы надеемся, что это не станет концом сотрудничества, а, наоборот, позволит в дальнейшем более эффективно выстраивать профессиональные связи. 

Санжар: Безусловно, мы не знали бюджеты, выделяемые на проведение ярмарки. Мы были приглашены выступить кураторами мероприятия и за свою работу получили наш стандартный гонорар. 

Еще были обвинения в копировании дизайна афиши, который, как утверждают некоторые, был взят за основу с проекта ДОМ36 «ART BAZAR».

Санжар: Индивидуальное восприятие субъективно, и лично я не вижу какого-то сходства до степени смешения между двумя знаками. Но если какой-то из авторов считает, что его права были нарушены и скопирован его дизайн, то, наверное, стоит обратиться в соответствующие органы для проведения экспертизы. 

Оля: Мы составляли техническое задание для дизайнерки и можем рассказать, какую идею в него закладывали. Задачу мы поставили перед дизайнеркой такую: у нас есть Алматы, в котором проходит ярмарка, то есть должна быть связь с локацией. С другой стороны, должна быть связь с тем, что это выставка-продажа. Третий важный аспект, который мы хотели отразить, – это то, что у нас фокус в этом году на Центральную Азию. Эти три предпосылки легко нашлись в известном архитектурном символе Алматы – входных арках в пространство «АТАКЕНТ». Экспозиционное пространство с входной группой в виде арок – узнаваемый алматинский и центральноазиатский символ одновременно. Коллеги и коллежанки из Кыргызстана и Узбекистана нашли связь с ним. 

На каких условиях проходил отбор галерей? За какой период до открытия ярмарки им было отправлено приглашение?

Санжар: Как всем известно, подготовка началась действительно в короткие сроки, буквально за 2-3 недели до начала ярмарки. Соответственно, все галереи получили приглашение в первые же дни, как только мы составили список.

Что касается отбора, то для нас было важно сделать эту ярмарку в соответствии с международными правилами. Мы привлекали к участию только коммерческие галереи, которые представляют художников_ц. У нас был составлен список всех коммерческих галерей, которые мы знаем по Алматы, Астане, Шымкенту и Караганде. Пытались найти и в других городах, но это было сложно. Сразу же мы переговорили с Ташкентом и Бишкеком. 

Оля: Понимая, что сроки достаточно сжатые, мы пытались максимально облегчить задачу для галерей. Мы составили подробное техническое задание, чтобы они представляли, в каком помещении это все будет выставляться, что конкретно от них требуется, какой фокус у ярмарки и на каких условиях все будет проходить. Нам было важно, чтобы они владели максимально полной информацией и только после прояснения всех моментов принимали решение.

В целом, мы очень благодарны, что все откликнулись. Мы считаем, что все хотели поддержать эту инициативу, потому что она действительно важна для рынка и его развития. 

Почему крупные игроки арт-рынка отказались от участия в ALA ART FAIR в день превью?

Санжар: Этот вопрос лучше задать самим галереям. Чем они обосновывают свой отказ от участия?

У нас очень узкий круг, тонкая прослойка коллекционеров_к, особенно сфокусированных на современном искусстве Казахстана. Мы постоянно работаем в этом направлении, и этот проект мог стать важным этапом развития класса коллекционеров_к. Пустые стены на ярмарке не показывают нашу среду с хорошей стороны, не дают возможности зрителям познакомиться с казахстанским искусством. В этой связи мы оперативно решили этот вопрос и обновили развеску, немного переформатировали стенды. Все это было сделано из уважения к зрителю, потому что интерес к ярмарке растет каждый день. Мы видим это по количеству людей и упоминаниям в социальных сетях. 

Оля: Мы видим данную ситуацию не как конечный результат, а как коллективный опыт для всех участников_ц процесса, включая галереи. В рамках ярмарки был форум, на котором обсуждалось множество проблем нашего рынка. Одним из выводов панельной дискуссии был тезис о необходимости консолидации профессионального сообщества. Перед нами стоит очень много инфраструктурных вопросов, которые невозможно решить в одиночку. Это нехватка потребителя современного искусства, развитие и профессиональное образование для художников_ц contemporary art, нехватка выставочных пространств, закон о меценатстве и многое другое. 

Нам бы хотелось, чтобы те галереи, которые ушли с ярмарки, пришли на эти встречи и подняли бы свои проблемы или высказали свою позицию. Пока полноценного диалога не произошло, но мы не будем оставлять попытки создать условия для него.

Открытие ALA ART FAIR. Фото: Тимур Епов, Алматы, 2023 г.

Были ли с ними составлены договоры?

Санжар: Учитывая сжатые сроки, формальные письменные договоры были подписаны не со всеми галереями. Но мы должны понимать, что переписка, в которой было четко выражено согласие на участие, является достаточным доказательством для признания договорных отношений. Тем более, что все галереи привезли и развесили свои работы, подтвердив свое участие и принятие обязательств, при этом у нас подписаны акты приема-передачи всех произведений искусства.

Оля: Мы с пониманием отнеслись к позиции галерей, и, конечно же, дальнейших действий никаких не последует. 

Вы остановили свой выбор на площадке Jusan Vibe, которая находится в фойе банка. Говорит ли это о том, что в городе нет соответствующих площадок для проведения подобных международных проектов?

Санжар: Да, безусловно это связано с тем, что в Алматы полностью отсутствует какая-либо инфраструктура для проведения подобных мероприятий. Очень сложно найти большие экспозиционные пространства для искусства, не говоря уже о том, чтобы они были хорошо оборудованы, и поэтому мы решили провести ярмарку в Jusan Vibe. Для демонстрации искусства очень важны условия для его сохранности, правильный свет и доступность базовых инфраструктурных потребностей для зрителей.

Оля: Мы не могли пригласить клиентов_к, например, в какое-то очень андеграундное место. Все-таки ярмарка требует определенного уровня пространства. Jusan Vibe в этом смысле отвечает всем требованиям.

Как вы считаете, почему многие деятельницы и деятели искусств из разных арт-сообществ страны поддержали Владислава Слудского?

Оля: Мы считаем, что вопрос, который поднял Владислав, очень важный, очень актуальный и, наверное, наболевший. Прозрачность в проектах, которые делаются на государственные деньги, – это то, что бы мы сами желали от среды и от государства в целом. Мы полностью поддерживаем стремление гражданского сообщества к прозрачности закупок в госсекторе. Мы тоже налогоплательщики_цы, и нам тоже важно, как тратятся наши деньги. 

Как вы знаете, мы сделали заявление, что готовы озвучить свой гонорар, но мы пока не можем этого сделать из-за пункта договора о неразглашении. Если наши партнеры позволят нам, то мы сможем обнародовать свой гонорар. Сейчас проект в процессе, но после его завершения, когда все оплаты будут уже произведены, бюджет будет озвучен. 

Мы бы хотели, чтобы это стало правилом. Мы думаем, что и Владислав, и все остальные, кто его поддержал, тоже хотели бы, чтобы это стало правилом для среды, для художественного сообщества. Именно поэтому важно не оставить это единичным прецедентом. Было бы полезно и показательно для всего сообщества, если бы и другие инициативы – выставки, фестивали и мероприятия, проведенные с участием министерств и акиматов, – опубликовали открытые данные о своих бюджетах. Эти примеры бы стали отличным подспорьем для формирования доверия для среды и ее участников_ц.

Важный пункт в любой коммерческой ярмарке — продажи. Есть какие-нибудь цифры за первые дни ALA ART FAIR?

Санжар: Действительно, это очень важный параметр. Ради этого ярмарка и создавалась. Мы счастливы рассказать, что стенд карагандинской галереи Алтын Ғасыр полностью распродан. Наши коллеги из Узбекистана, Hlmrdv Gallery, также продали несколько картин со своего стенда.

Оля: Ярмарки современного искусства устроены так, чтобы еще и пополнить список своих потенциальных клиентов_к. Искусство – это не предмет первой необходимости, чтобы прийти и сразу купить, потому что это нужно прямо сейчас. Это всегда длинный контакт галереи с клиентом_кой. Галереи принимают участие в ярмарках в том числе и для того, чтобы расширить свою клиентскую базу.

Второй момент – это бронирование. Часто на ярмарках коллекционеры_ки во время превью сообщают о своих намерениях приобрести работу и оставляют красные точки. Практически на каждом стенде ALA ART FAIR есть такие метки. Подводить полные итоги еще рано, ярмарка продлится до 12 декабря. Мы надеемся, что еще большинство лотов будут проданы.

Кто был приглашен из международных экспертов? Как они оценили ярмарку?

Санжар: Нам удалось собрать в Алматы уникальный пул международных экспертов_к и журналистов_к. Нам радостно, что каждый из них откликнулся и приехал. Например, у нас был контакт с представителем стамбульской арт-среды Melike Bayik, арт-критикессой и кураторкой the Hitay Foundation. Госпожа Bayik была очень заинтересована казахстанским искусством, и мы начали переговоры об организации в Стамбуле выставки казахстанского искусства.

Elvira Eevr Djaltchinova-Malec из Warsaw Institute for Modern and Contemporary Asian Art рассказала о деятельности своей институции и тренде на азиатское искусство. Кроме этого в планах институции – формирование коллекции искусства Центральной Азии. На ALA ART FAIR Elvira провела ряд переговоров о закупках искусства для своей коллекции. 

Оля: Lesley Gray, кураторка и исследовательница, специализирующийся на современном искусстве и музеях стран Персидского залива и Каспийского моря, прочитала лекцию о феномене современного исламского искусства. Менеджер крупной международной Continua Gallery Алексей Афанасьев рассказал о специфике работы галереи и ее особенностях. Continua имеет представительства в Риме, Пекине, Гаване, Сан-Паоло, Дубае и других городах. Они работают с такими именитыми художниками и художницами, как Аниш Капур, Энтони Гормли и Ай Вэй Вэй. Кураторка из Еревана Ева Хачатрян рассказала об их опыте создания и развития Armenia Art Fair. 

Форум, проходивший в рамках ярмарки, был открытой площадкой. Прошли ли там обсуждения всех скандальных вопросов? О чем говорили локальные и международные эксперты?

Оля: Помимо обмена опытом от международных экспертов_к одним из ключевых моментов, на наш взгляд, для форума стала панельная дискуссия об арт-рынке Центральной Азии. И здесь через диалог между профессионалами из Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана мы постарались найти общее и понять различия в арт-сценах нашего региона. Так, к примеру, закон о меценатстве уже принят в Узбекистане, и, безусловно, это выгодно скажется на развитии коммерческой составляющей арт-среды в Ташкенте. Много мы говорили и о формировании единого культурного кода Центральной Азии, где искусство имеет ключевое значение.

Понятно, что быть первым — не просто. Что бы вы изменили в своем подходе к работе над ярмаркой?

Санжар: Мы хотели бы, чтобы сроки подготовки к ярмарке были длиннее, чтобы это была понятная работа с международными экспертами и с формированием пула коллекционеров_к, а также и с приглашением более широкого круга галерей из разных стран Центральной Азии. 

Хорошо бы было, чтобы такие проекты получали финансирование не на один год, а как минимум на пять. И чтобы можно было вот это пятилетнее планирование скорректировать и тогда все правильно подготовить. Мы надеемся, что опыт участия в этой ярмарке со стороны государства подтолкнет к пересмотру процедур формирования государственной поддержки и планирования.

Что бы вы хотели добавить в конце нашего разговора? 

Оля: В ходе дискуссий о бюджете ярмарки, как нам кажется, мы забыли о главном, а именно об искусстве и общей концепции мероприятия. Нами, как кураторами, в этом году был предложен фокус на Центральную Азию. В этом решении есть несколько уровней. 

До февраля 2022 года наш регион во многом идентифицировал себя как постсоветский. Между тем война в Украине обозначила конец постсоветской эпохи. И мы встали перед лицом самоидентификации. Одним из ответов на поиск идентичности, безусловно, является наша общая центральноазиатская культура и история. 

Через демонстрацию художественных произведений мы хотим рассказать о том, что нас объединяет и подчеркнуть культурно-исторические особенности нашего региона. Преодолевая административные границы, культура и искусство способны выстраивать тесные связи между людьми, стирать условности и расстояния. Осмысляя наше общее прошлое, мы хотим поделиться с миром нашим настоящим. Представляя площадку для авторов_к Центральной Азии, мы предлагаем зрителям погрузиться в процесс формирования идентичности нашего региона, мы хотим сфокусироваться на нашей общности, узнавая особенности друг друга. 

Санжар: На ярмарке представлено более 70 работ как молодых художников_ц, так и уже известных и признанных далеко за пределами региона. Галереи представили картины, гобелены и скульптуры Сакена Гумарова, Сауле Сулейменовой, Абдрашита Сыдыханова, Рашида Нурекеева, Алексея Уткина, Шамиля Гулиева, Евгения Фридлина, Алмагуль Менлибаевой. Наши гости из Бишкека привезли редкую графику кыргызских художников Теодора Герцена и Аркадия Осташова, а также молодых бишкекских художниц, исследующих фемповестку. Коллеги из Ташкента показали талантливых представителей нукусской школы из Каракалпакстана Темура Шардерметова и Саламата Бабаджанова, за творчеством которых стоит следить, и других художников узбекской сцены.

Во время открытия мы познакомились с новой алматинской галереей Aizakhan, которая с удовольствием приняла приглашение участвовать в ярмарке со своими работами.

Цены на работы варьируются от 80 до 8000 долларов, этот формат привлекает как начинающего, так и искушенного коллекционера_ку.

Открытие ALA ART FAIR. Фото: Тимур Епов, Алматы, 2023 г.

Редакция Art of Her также обратилась за комментариями в Kazakh Tourism. На наши вопросы ответила Ирина Харитонова, директор департамента креативного туризма АО «НК «Kazakh Tourism».

Kazakh Tourism обвинили в нарушении закона об интеллектуальной собственности. Как вы прокомментируете это?

Что касается авторских прав, обвинения об их нарушении считаем беспочвенными, так как согласно п. 4 ст. 6 Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» авторское право не распространяется на собственно идеи или концепции. Повторно отмечаем, что подходы по проведению подобного мероприятия обсуждались с разными представителями креативного сообщества. Программа и название мероприятия были утверждены в стенах нашей компании. В целом арт-ярмарки не являются новеллой и используются повсеместно в мире. Только в этом году Kazakh Tourism организовал участие казахстанских художников в двух арт-ярмарках в г.г. Париж и Стамбул. Подобного формата ярмарки проводятся в мировых столицах современного искусства от Майами до Базеля и Гонконга. Поэтому назвать это уникальной идеей ни по формату, ни по содержанию нельзя. Авторских прав на подобное мероприятие ни у кого нет. В целом по обвинениям и распространенной информации мы ожидаем юридическую оценку перед тем, как предпримем дальнейшие шаги. 

Почему кураторы ярмарки были определены всего за месяц до открытия ALA ART FAIR?

Кандидатуры кураторов были согласованы после подписания договора с поставщиком, который был заключен по результатам повторного проведения тендера в ноябре 2023 года. При этом работа с потенциальными кураторами, галереями и приглашенными экспертами велась в течение нескольких месяцев с момента одобрения бюджета на проведение ивента.

Почему крупные игроки арт-рынка отказались от участия в ярмарке в день превью?

По версии самих галерей (Aspan Gallery и Pygmalion Gallery), предоставленной нам перед открытием, их художники, чьи картины были выставлены на ярмарке, не захотели ассоциироваться с возможным «скандалом». Мы относимся с уважением к именитым художникам и их репутации и ни за что бы не пригласили их на мероприятие, которое имело бы хоть намек на плохую «историю». Очень жаль, что их представители поспешно сделали выводы и отказались от участия. 

Нас вдвойне огорчает такое положение дел, ведь искусство – это в первую очередь про диалог и про доверие. Сложно планировать долгосрочные отношения, когда на ранних стадиях сотрудничества возникают такие недопонимания. Хотя с этими галереями, мы считаем, мы начали доверительные отношения, ведь не более чем несколько месяцев назад именно они принимали участие в международных ярмарках за счет государства. 

Ранее в этом году Kazakh Tourism организовала участие казахстанских художников на ярмарках современного искусства Asia Now (Париж), где была представлена галерея Pygmalion Gallery, и Contemporary Istanbul (Стамбул), где представлена была галерея Aspan Gallery. На обеих этих международных ярмарках были реализованы картины наших казахстанских художников. 

Какое развитие ALA ART FAIR вы видите в будущем?

Развитие современного искусства и туризма взаимосвязано. В мире существует отдельное направление – арт-туризм. Как мы отметили ранее, в этом году участие казахстанских художников было организовано в рамках продвижения креативного туризма при содействии Министерства туризма и спорта, национальной компанией Kazakh Tourism на таких площадках как Asia Now и Contemporary Istanbul. На АLA ART FAIR мы видим гостей, с которыми познакомились на этих ярмарках. В первый же день закрытого вернисажа ярмарки были раскуплены выставленные работы Евгении Казаковой, Петра Кишкиса и Фаннии Исламовой.

Появление на локальном арт-рынке профессиональной ярмарки – это один из важных признаков становления и развития рынка современного искусства в Казахстане, а также привлекательное событие для арт-туризма.

В планах на 2024 год проведение арт-ярмарки ALA ART FAIR не предусмотрено, так как изначально мы закладывали идею ярмарки как мероприятия, проводимого раз в два года. При этом надеемся, что в Министерстве культуры и информации, куда теперь относятся креативные индустрии, будут поддерживать подобные мероприятия.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *