С 2 по 12 декабря в Алматы, в пространстве Jusan Vibe на проспекте Аль-Фараби, проходила ярмарка современного искусства ALA ART FAIR. Как заявляют организаторы, участие в ней принимали 10 галерей из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Это событие определенно привлекло к себе внимание всего профессионального арт-комьюнити Казахстана, но не из-за самого факта проведения ярмарки, а скорее благодаря разгоревшемуся на ее фоне скандалу, связанному с финансовым аспектом организации мероприятия.

Специально для Art of Her арт-критикесса Дильда Рамазан попыталась выйти за пределы оптики, рассматривающей ярмарку ALA ART FAIR исключительно с точки зрения скандала, и инициирует разговор о разных системных «болях», которые она вскрыла посетив ее. 


Как бы мне ни хотелось сейчас сфокусироваться на экспозиции, кураторских решениях, ценообразовании работ и продажах, обо всем вышеперечисленном мне совершенно нечего сказать. Ярмарка ALA ART FAIR вышла максимально неубедительной как с точки зрения кураторского подхода, выразившегося в выборе галерей-участниц, так и с точки зрения кризис-менеджмента и коммуникаций. Проблематичным мне показалось и маркирование мероприятия как ярмарки современного искусства, ведь последнего, на самом-то деле, там было совсем немного. Скорее правильней было бы сказать, что на ярмарке просто были представлены различные артефакты. В общем, как бы парадоксально это ни звучало, скандал, связанный с финансовым аспектом организации мероприятия, придал чуть ли не единственный интерес ALA ART FAIR.

О проведении ярмарки я, как и большая часть моих коллежанок, узнала буквально за несколько дней до ее превью. Узнала, в основном благодаря наспех созданной странице в социальной сети Instagram, где на момент, когда я впервые зашла на нее, в шапке мероприятия мною были замечены многочисленные орфографические ошибки (что лишь еще раз красноречиво подтвердило мои подозрения о спешке, в которой все делалось). Затем я увидела список галерей-участниц, среди которых с радостью отметила для себя знакомые казахстанские имена и не всегда знакомые узбекистанские и кыргызстанские. Хорошо помню, тогда меня смутило, что кураторами(-ками) ALA ART FAIR выступали одни из ее участниц(-ников), а именно Оля Веселова и Санжар Серикпаев, представляющие галерею Occupy Steppe. Я пожаловалась на это публично, посчитав это конфликтом интересов. Я пожаловалась и лично самим кураторам(-кам). Уже позже мне начали писать коллежанки, которые, в свою очередь, жаловались на несколько другие, но связанные вещи: им дали слишком мало времени для подготовки стенда, им не предложили финансовой поддержки, им не совсем доступно объяснили, что логистически было возможно в рамках мероприятия, а что – нет. Одним словом, довольных тем, как все разворачивалось, было не очень много.


Их стало катастрофически мало после публикации статьи куратора и арт-консультанта Владислава Слудского в интернет-издании «Власть», в которой он обвиняет правительство Казахстана в неэффективном распоряжении государственными деньгами для продвижения туризма через современное искусство. Обвинение Слудского строится на заявлении, что концепт ярмарки ALA ART FAIR – это его интеллектуальная собственность, которая была им разработана, обсуждена и лично предложена АО «НК «Kazakh Tourism», а затем бессовестно украдена последним. На примере нескольких мероприятий, ранее организованных АО «НК «Kazakh Tourism», арт-консультант попытался продемонстрировать несоответствие между суммами, выделенными правительством на их проведение, и реальными затратами, которые, по расчетам Владислава, были необходимы. Он также заявил, что национальной компанией Kazakh Tourism было получено порядка 90 миллионов тенге на организацию первой ALA ART FAIR и что она, по его оценкам, должна была стоить как минимум вдвое меньше. Понятное дело, что ознакомление с подобного рода информацией неприятно шокировало профессиональное арт-сообщество Казахстана, которое ожидаемо захотело отреагировать. 

Превью ALA ART FAIR. Фото: Тимур Епов, Алматы, 2023 г.

День превью

Важный факт: статья Владислава Слудского вышла аккурат перед превью ярмарки. Разумеется, это не было случайностью. Думаю, все, кто лично пересекался с Владом, знают его как сообразительного молодого человека, который, конечно же, рассчитывал, что его статья сможет произвести определенный эффект. Я была на превью ALA ART FAIR и, обнаружив достаточно немногочисленных гостей мероприятия и его весьма раздосадованных кураторок, могу с уверенностью сказать, что Влад добился желаемого эффекта. Целые стенды галерей-участниц начали пустеть. Моя коллежанка Данель Ходжаева в своем тексте подробно описала то, что происходило во время превью или незадолго до него. В своих социальных сетях значительная часть арт-комьюнити страны начала высказываться в поддержку Влада. Некоторые художницы решили отказаться от участия в ярмарке в качестве протеста против непрозрачности и коррупции. Ситуация значительно накалилась. 


Поляризация

Я считаю, что благодаря своему тексту Владислав Слудский смог выставить ситуацию таким образом, чтобы она была о нем и об уроне, который ему лично нанесло АО «НК «Kazakh Tourism». Действительно, на короткое время арт-консультант стал центром всех дискуссий в достаточно небольшой и без того поляризованной профессиональной художественной среде страны, которая, после публикации разгромной статьи, поляризовалась еще сильней. Несмотря на то, что я, безусловно, сочувствую Владу и сожалею, что с его интеллектуальным трудом, возможно, поступили так, как он утверждает, я отказываюсь осмысливать ситуацию вокруг ярмарки ALA ART FAIR исключительно с перспективы белого цисгендерного и достаточно привилегированного мужчины, находящегося в позиции жертвы. На моих внутренних весах перевешивают комьюнити и его коллективные интересы. 

Превью ALA ART FAIR. Фото: Тимур Епов, Алматы, 2023 г.

Sine qua non

Больше всего от халатности государственных и около госструктур пострадал не Владислав Слудский, а именно сообщество художниц Казахстана. Ведь это именно авторок лишили очередной потенциальной площадки для того, чтобы они смогли продать или хотя бы продемонстрировать свои работы. Думаю, нет смысла объяснять, что в контексте тотальной инфраструктурной недоразвитости в сфере современного искусства страны каждая возможность для художниц выставиться и встретить свою аудиторию или (если повезет) свою покупательницу – на вес золота. И я считаю, что мы все: кураторки, арт-менеджерки, арт-консультантки и прочие специалистки, существующие только потому, что в Казахстане, к счастью, пока еще есть художницы, – не имеем права пренебрегать такими возможностями и тянуть одеяло на себя. Мы должны мыслить о том, как в любой, даже самой сложной и неприятной ситуации попытаться сделать так, чтобы те, без кого невозможно само существование нашей среды и наших профессий, не платили собственной ценой. Особенно в печальных социальных условиях Жаңа Қазақстана, о которых вам и без меня все известно.


После ALA ART FAIR

Я по-прежнему не считаю, что ярмарка – это самая первая необходимость для сферы современного искусства страны на данный момент. Я также не поддаюсь иллюзиям о том, что существующий в зачаточном состоянии арт-рынок Казахстана можно сдвинуть с места, проведя одну ярмарку. Я могла бы сейчас очень долго продолжать этот список тезисов, но, пожалуй, это не совсем конструктивно. Гораздо полезней будет сказать, что по окончании ALA ART FAIR у меня осталось несколько вопросов. Они звучат следующим образом:

  • Опубликует ли реальный бюджет мероприятия и финансовую отчетность по нему АО «НК «Kazakh Tourism»?
  • Стал бы Владислав Слудский громко критиковать правительство за неэффективные траты, если бы его позвали курировать ALA ART FAIR?
  • Захотят ли снова приезжать в Казахстан и пытаться строить с нами мосты ни в чем неповинные колле_жанки из Кыргызстана и Узбекистана, которые, разумеется, тоже пострадали от отсутствия казахстанских художни_ц и галерей на мероприятии?

Вывод, который я делаю после первой (и, вполне вероятно, последней) ALA ART FAIR, не меняется для меня лично уже много лет. Причем я применяю его всегда к разным ситуациям из профессиональной среды, но он всегда звучит одинаково: любой провал, любой скандал – это лучшая демонстрация того уровня, на котором мы как комьюнити сейчас находимся. Я понимаю, всем уже давно хочется профессионализма, прозрачности, здоровой рабочей коммуникации, но, как показала ALA ART FAIR, до этих вещей мы пока не доросли. 

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *