Эта история о настоящей страсти к своему делу, о настоящем успехе. Когда человек горит своим делом, он перестает «работать» и начинает «творить» – только такие плоды творчества по настоящему ценны. В этой статье я расскажу про творца: фотограф, кулинар, художник – кто же на самом деле Асия Фаткулина? – всё перечисленное, и даже больше…
«Когда исчезает фокус, на первый план выходит цвет. Цвет – это основа моей живописи, я в нем купаюсь и растворяюсь. И в расфокусе видно, как соприкасаются все фигуры и предметы, не оставляя зазоров и расстояний. Не важно, из какого теста и сора мы созданы, все едино и взаимосвязано. Каждый человек как объект и контейнер с искусством. Образы проявляются сквозь размытый взгляд, который, убирая лишние детали, оставляет только самое важное и сокровенное. Перенося на холст цветовые пятна, другие смысловые слои приходят сами – как, например, в картине «Молитва». И ещё одни важный компонент этой серии – это свет! Особенно в работах «Отражения», он как основа и смысловой стержень композиции», – Асия Фаткулина.
Полотна Асии – это нечто большее, чем эмоциональное и эстетическое наполнение. Удивительный факт: созерцая её картины вживую, меня стало затягивать в какое-то медитативное состояние и я не хотела это прерывать. Суета мира и бытовые заботы потеряли свой смысл и я ощутила в себе что-то действительно важное и вечное…
Очарование искусства Асии Фаткулиной будто сняло с меня шелуху слой за слоем, и я вернулась к самому началу, к ядру, к источнику. Это невероятно окрыляет, но в то же время даёт ощущение возвращения домой, в самую суть, где всё невероятно естественно и легко. Полотна Асии, как волшебное зеркало, которое отражает нашу жизнь только очищенную от физической реальности. Будто-бы с холстов на меня смотрели чистые души, плавно выступающие из ткани Вселенной, но по сути неотделимые от неё. Созерцая всё это, возникла радость узнавания своей настоящей природы, своей сути, и я на миг ощутила, что это правдивее, чем весь этот материальный мир.
Сама Асия Фаткулина рассказывает, что на формирование её мировосприятия оказали большое влияние книги, как художественная литература, так и профессиональная об изобразительном искусстве. Отец Асии поощрял изучение книг по живописи. Он не был художником, но обладал от природы тонким вкусом. В дальнейшем, важную роль в формировании художественного языка Асии Фаткулиной сыграла 10-летняя практика в психологии с ведением психотерапевтических групп. Наибольший интерес в этой сфере, по словам художницы, был в помощи себе: «Я себя всю жизнь по кускам собираю, и психология в этом сильно помогла».
Активно заниматься живописью Асия начала около трёх лет назад. В начале ее творческого пути большой след оставило открытие художников-символистов «Голубая роза». Общими свойствами живописи художников «Голубой розы» были повышенная чувствительность к цвету и его оттенкам, а также их музыкальные ассоциации. Особенно Асия выделяет художников П. Уткина и М. Сарьяна. Их художественная подача заложила ряд кирпичиков в формировании Асии Фаткулиной как художницы-символиста.
Основные принципы символизма – это неисчерпаемые возможности воображения, где интуиция является главным инструментом познания. Символизм в картинах Фаткулиной скорее не о придуманных образах, а об умении сделать видимым невидимое – это непостижимо умом, но интуитивно ощущается.
Широкое художественное пространство вариантов и образов в творческом выборе Асии, помимо символизма, вмещает в себя еще одно художественное направление – абстрактный экспрессионизм, который в свое время перевернул современный мир живописи. Важным пунктом в понимании этого течения для художницы была книга Мэри Габриэль о пятерых женщинах художницах работавших в данном стиле – «Женщины девятой улицы» – это Ли Краснер (которая являлась женой Джексона Поллока), Элен де Кунинг, Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер. Глубоко поняв настоящую абстракцию, Асия осознала, как трудно художнику на самом деле отойти от объекта.
«Абстракция – это не просто «наляпать». Это, конечно можно, но, что это будет за собой нести? В абстрактном искусстве особенно важен именно подтекст, какая-то идея, ритм и многое другое. Поэтому эта книга достаточно интересное открытие для меня».
Также кисти Асии касаются и наивной живописи. Она отмечает, что из этого направления ее особенно вдохновляет Марк Шагал. Если проводить параллель с работами Шагала и Асии, то действительно можно найти общность между двумя авторами в трогательности образов и чистоте красок.
Очарованию вибраций живописи, атмосфере и состоянию Асия училась у импрессионистов. В особенности у Клода Моне. Пропустив через свое сердце великие произведения и стили, Асия смогла сформировать свой собственный художественный почерк, в первую очередь через понимание так называемого кода искусства. Неугасаемый интерес художницы и стремление к развитию насмотренности, анализу – помогли в обучении и изучив множество материалов о художниках и стилях, Асия Фаткулина соединила эти знания со своей собственной индивидуальностью.
Около десяти лет назад Асия стала «видеть цвет» во всей его многогранности, что является главным выразительным средством в ее работах, и это, по её словам, случилось «одномоментно». Озарение произошло во время отдыха на Иссык-Куле.
«С тех пор у меня в голове кто-то завелся», – шутливо отмечает художница.
Асию стало тянуть к живописи, но веры в то, что она сможет передать цвет так, как она видит, изначально не было. Она получила образование художника-модельера и профессиональный акцент был на графике и техническом рисунке и, к тому же, художница никогда не писала масляными красками. Фаткулина профессионально занималась фотографией, устраивала выставки своих работ и, этот её внезапно открывшийся талант успешно выразился в фотографии.
Я видела фотографии Асии, этому можно посвятить отдельную тему. Она умеет выхватить самый характерный экстракт мгновения. Художница призналась, что именно её фотографии являются референтами ее работ в живописи.
«Но иногда фотографии настолько самодостаточны, что хочется их просто напечатать в хорошем качестве и сделать отдельную выставку», – отмечает Асия Фаткулина.
Ключевой момент в творческих поисках Асии, иллюстрирующий зарождение её видения живописи: это то, что произошло на стыке фотографии и живописи. Как-то художница решила сделать расфокус в фотографии.
«И эти цветовые пятна меня захватили… И, что самое поразительное для меня, я стала видеть, что люди могут стоять в случайном месте, в случайное время и, это может быть настолько гармоничным по цвету, что просто невероятно, хотя это не постановочно. Сначала я ловлю такое с помощью камеры а потом уже переношу на холст, как эскиз, но часто дополнительные слои будто сами появляются».
Асия приводит в пример работу «Молитва». По задумке в ней не было ничего трагического. Вдруг, в изображенной толпе людей к ней пришли образы кровавых подтёков и молельное полотенце на руках…
«Не знаю! Это всё само возникло в процессе написания и я уже плохо контролировала процесс. Я ещё подумала к чему это все? Все хорошо… И название картины пришли в процессе написания… Вскоре началась война (прим. ред. – Российско-Украинский вооружённый конфликт)».
Сегодня, основная деятельность Асии – это кулинария. Она бренд-шеф в трёх заведениях Алматы: «Это хобби, которое переросло в профессиональную работу», – отмечает она.
В этой картине Асия Фаткулина передает свои ощущения от проносящихся за стеклом поезда деревенек и огоньков в сумерках. «Все мелькает и в восприятие остаётся ритм и цвет», – комментирует художница свою работу.
«Был пронзительный осенний день. Картина была начата на ярко синем фоне, но контрасты с осенними листьями не дали того свечения солнечного света, который я ощущала. Я усилила солнечный свет и с помощью листьев создала ритм. Это ритм падающих листьев. Ощущение этого дня выразилось именно в этом свете и ритме».
Этот триптих как отсылка к январским событиям. На первый взгляд так не скажешь, но если присмотреться, мы видим, как гармония переходит в тревогу, когда пространство начинает колебаться и расшатываться перед падением и выхватываешь это ощущение тревоги. И, собственно, само падение. Предметы в композиции взяты вполне прозаичные – бутылка, смятая бумага и яйцо, но, в этом и состоит тонкость восприятия. Настоящий художник может через любой предмет передать нужное ощущение, этим избегая буквальности и документальности.
А это вид из окна художницы в 6 утра. Обратите внимание на это светящееся окошко. Это свет включенной лампочки или отразилось восходящее солнце. Но, главное – свежесть присущая только раннему утру. Будто за ночь пространство очищается и рождается заново. Рассвет на картинах иногда легко перепутать с закатом и чтобы этого не случилось, нужно крайне точно подобрать колорит восходящего дня. Данное полотно является ярким примером нюансной, нежной палитры утра.
«На картине «Отражение 1», изображён кусочек моей комнаты с зеркалом, в котором можно увидеть мой силуэт. А затем на картине «Отражение 2», только фрагмент с зеркалом. И, если экспозиционно их выставлять они должны висеть друг напротив друга. Чтобы был так называемый «вибрационный коридор».
Важные факты в творчестве Асии Фаткулиной:
– Художница понимает, что картина закончена, когда она начинает «звучать». Звук не как нота, а как вибрация.
– Запах духов для неё всегда имеет цвет.
– Образы и идеи картины сначала вынашиваются в сознании художницы, а когда она созревают, исполнение проходит на одном дыхании.
По мнению Асии Фаткулиной отличие ремесленника от художника в том, что ремесленник ориентирован на заказчика и как такового стиля у него нет. Манера письма у коммерческого художника ориентирована на вкусы публики и может подстраиваться под рынок для удовлетворения спроса. А художник просто не может не рисовать. Его манера письма всегда будет узнаваема. “В один момент с человеком «что-то” случается и это «что-то» требует выражения.” Если такое происходит с вами, Асия советует во-первых развивать насмотренность только глубоких художественных произведений. Следующий шаг это сформировать свои собственные смыслы, каким будет посыл в ваших картинах и параллельно учиться мастерству. Но без насмотренности произведений искусства и вложения смысла в свои картины и только на одном умении рисовать очень мало шансов стать настоящим художником.
В завершении нашей беседы Асия призналась, что в процессе разговора об искусстве, узнаешь многое о себе и после паузы в живописи у нее снова пришло вдохновение. В первую очередь продолжить серию «Цикл фигуры» и подготовить персональную выставку. В подтверждение появившихся идей, художница цитирует слова из песни группы Наутилус Помпилиус:
«…Но если никто мне не задал вопрос,
Откуда я знаю ответ что…
Воздух выдержит только тех,
Только тех, кто верит в себя…».
Чистота помыслов: новая персональная выставка Шамиля Гулиева
Средний палец вверх! Ай Вэйвэй запустил новый арт-проект