Статьи

Моне, Дега и Ван Гог: чем болели великие художники?

Болезни наделяют личность определенными чертами. Особенно это заметно у творцов: музыкантов, архитекторов, художников. Диагноз им можно поставить даже спустя столетия. У врачей, особенно психиатров и психотерапевтов, наметанный глаз, по картинам они могут заподозрить проблемы со здоровьем. Свои предположительные диагнозы поставили специалисты портала Dоктор Питер.

Например, если внимательно изучить полотна известных мастеров живописи прошлых веков, становится понятно, какие проблемы со здоровьем у них были. Конечно, это не мешало им творить и создавать гениальные полотна, скорее наоборот, своими особенностями психики и физического здоровья, возможно, они и обязаны своей популярности.

Так, определенные нюансы можно подметить у Клода Моне, Эль Греко, Рембрандта, Эдгара Дега, Ван Гога или Френсиса Бэкона, Сезанна. Роль играют особенности свето- и цветовосприятия, очертаний предметов, их расположение на полотне, сюжеты и специфика формы. «Доктор Питер» попытался разобраться в этом вместе с психотерапевтом Екатериной Домбровской.

Ван Гог: внимание на желтый

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с жнецом и солнцем», 1889 г.

Первое, что бросается в глаза при анализе картин, — это выбор палитры. У Ван Гога она четко разделена на две противоположные группы, аналогично музыкальным произведениям — минорные и мажорные. На полотне преобладают коричнево-желтые оттенки и разные варианты синего — от голубого до свинцово-фиолетового. Одни — теплые, жизнерадостные, вторые — сигнализирующие о безнадежности, тоске и отчаянии. От картины к картине подобные тенденции только усиливаются.

Врачи и ученые объясняют это тем, что художник был зависим от абсента и дигиталиса (препарат наперстянки. — Прим. ред.). Оба они содержат алкалоиды, усиливающие восприятие желтых оттенков, формируют ксантопексию — изменение цветовосприятия.

Но не стоит думать, что желтые цвета в полотнах Ван Гога позитивны, свои творения он создавал в психбольнице, где лежал с диагнозом «височная эпилепсия». Его мучили жуткие галлюцинации и приступы психоза.

Эль Греко: внимание на пропорции

Эль Греко «Молитва Святого Доминика», примерно 1600 г.

Эль Греко — это псевдоним испанского художника, архитектора и скульптора Доменикоса Теотоеопулоса. Для его творений типично нарушение пропорций и удлинение фигур с непременными наклонами. Подобные проблемы восприятия нередко бывают у людей с астигматизмом, роговица у них неправильной формы. Это приводит к тому, что хрусталик неверно преломляет свет, окружающие предметы искажаются.

Кроме того, подозревается, что один глаз у художника косил, из-за чего и появилась типичная манера рисования. Но некоторые эксперты выдвигают более радикальную версию — художник грешил употреблением марихуаны, отсюда и особенности его творчества.

Эдгар Дега: внимание на размеры

Эдгар Дега «Семейство Беллели», 1860-1862 гг.

Художник, работавший в технике постимпрессионизма, судя по его полотнам, страдал серьезной степенью близорукости. Причем, по-видимому, с возрастом к этой патологии присоединились еще и проявления катаракты.

Так, в последние годы Дега все чаще рисовал пастелью, его фигуры становились все больше, а сам художник уже не мог четко контрастировать изображения — линии становились более плотными, экспрессивными, поскольку их нужно было делать жирнее.

Клод Моне: внимание на контуры

Клод Моне «Алиса Хосхеде в саду», 1881 г.

Клод Моне начал слепнуть уже с тридцати. Многие эксперты сходятся во мнении, что это связано с влиянием яркого солнца из-за частых работ на природе. Кстати, данные о слепоте художника подтверждены его же письмами к другу. Он еще в 68 лет писал о проблемах со зрением, а к 72 годам полностью ослеп на один глаз, изменилось восприятие цветов, пропала четкость предметов, они стали расплывчатыми.

Эти изменения хорошо видны в двух его картинах, написанных с разницей в 20 лет: изображении сада, кувшинок и японского мостика. Художник побоялся операции, поскольку тревожился о еще большем ухудшении зрения. Проблема прогрессировала, в итоге Клоду Моне пришлось совсем отказаться от творчества.

Ренуар: внимание на мазки

Пьер Огюст Ренуар, «У озера», 1880 г.

Тяжелая болезнь приковала великого творца к инвалидному креслу, он страдал от ревматоидного артрита. Поражение суставов буквально изматывало, ходить с каждым днем становилось все тяжелее. Но своему врачу он сказал: «Я выбираю живопись». Даже помощь хирургов не смогла сделать его жизнь полноценной, к концу жизни Ренуара разбил паралич. Без помощи сиделки импрессионист не мог нормально держать кисть, поэтому шедевров с этого периода у него уже не было.

Михаил Врубель: внимание на сюжеты

Михаил Врубель, «Демон сидящий», 1890 г.

Талантливый живописец страдал от тяжелых проявлений подхваченного в молодости и не вылеченного сифилиса. Бледные трепонемы, долгое время находясь в организме, буквально разъедали его мозг. Поэтому у Михаила Врубеля проявлялись шизоидные наклонности, признаки прогрессирующего паралича. Добавим сюда болезненную зависимость от алкоголя. Все это в итоге приводит к тому, что художник попадает в клинику с приступом бреда величия. Он мнит себя императором, слышит голоса и злоупотребляет шампанским.

Позднее, из-за смерти сына, впадает в глубочайшую депрессию, страдает от маниакального психоза, длительно лечится в клинике душевных болезней. В конце жизни из-за имеющихся проблем Врубель еще и ослеп, из-за чего больше не смог писать.

Рус Бикетов

Главный редактор Art of Her

Recent Posts

В Египте комплекс древних пирамид был закрыт для публики из-за свадьбы миллиардера

На прошлой неделе древние египетские пирамиды и Большой Сфинкс в Гизе были закрыты для публики…

6 мая, 2024

Создание памятников при жизни планируют ограничить в Казахстане

В Министерстве культуры и информации Казахстана разработали правила установления сооружений монументального искусства, к которому относят…

6 мая, 2024

Yesterday, today and tomorrow: виртуальная выставка о вечном

Казахстанская художница Мария Салагдинова (Mary Blacktea) приняла участие в виртуальной выставке проекта The Kult Talk «Yesterday,…

3 мая, 2024

The cue wasn’t missed: национальный павильон Узбекистана на 60-й Венецианской биеннале

Узбекистан официально участвует в Венецианской биеннале с собственным национальным павильоном начиная с архитектурной биеннале 2021…

2 мая, 2024

«Никто не воспримет это всерьез»: Камила Рустамбекова о своей первой персональной выставке

Камила Рустамбекова — фотографиня-документалистка и режиссерка из Ташкента. Ее работы сосредоточены на исследовании современного узбекского…

26 апреля, 2024

Фонд имени Батырхана Шукенова открыл прием заявок на четвертую резиденцию Batyr Lab

В Алматы начался прием заявок на четвертую музыкальную резиденцию BATYR LAB, организованную Фондом имени Батырхана…

26 апреля, 2024