Статьи

The cue wasn’t missed: национальный павильон Узбекистана на 60-й Венецианской биеннале

Узбекистан официально участвует в Венецианской биеннале с собственным национальным павильоном начиная с архитектурной биеннале 2021 года. Каждый последующий год страна стабильно выступает с новыми проектами: в 2022 году на биеннале искусства, в 2023 — снова на биеннале архитектуры, в 2024 — во второй раз на биеннале искусств. Итого четыре национальных участия в биеннале за четыре года. До этого Казахстан и Узбекистан совместно с Кыргызстаном и Таджикистаном выставлялись на Венецианской биеннале вместе в рамках коллективного павильона Центральной Азии. Последний такой проект был реализован в 2013 году.

11 лет спустя Узбекистан в Венеции представляет мультидисциплинарная художница Азиза Кадыри и базирующийся в Ташкенте коллектив художниц и деятельниц культуры Qizlar. Они подготовили проект под названием «‎Don’t Miss the Cue» («‎Не пропусти свой выход»). Павильон расположен в Арсенале, в месте Quarta Tesa, рядом с помещением Teatro Alle Tese. Кураторами выступили Центр современного искусства в Ташкенте, а комиссаром — Фонд развития искусства и культуры Узбекистана.

Согласно официальной информации об узбекистанском павильоне, концептуально он резонирует с основной темой 60-ой Венецианской биеннале и фокусируется на вопросах идентичности и принадлежности какой-либо местности, будь она географическая или же ментальная. При этом, как акцентируют организаторы, за основу берется именно опыт миграции женщин Центральной Азии.

Важно отметить, что с точки зрения сценографии проект выглядит очень цельно: решенный в различных тонах основного для исламской архитектуры Узбекистана синего цвета, павильон представляет из себя закулисье театра, где на сооруженных из металла конструкциях покоятся носибельные скульптуры из текстиля, так же выполненного в разных оттенков синего, как и общий “конверт” павильона. При этом то тут, то там, возникают экраны и колонки, из которых транслируются видео и звуки авторства коллектива Qizlar или же анимации с использованием ИИ от Азизы Кадыри.

Я посмотрела большую часть павильона Узбекистана в сопровождении Гульнозы Иргашевой, участницы Qizlar, которая рассказала мне, что часть представленных в Венеции работ была создана в процессе исследования. В его рамках художницы интервьюировали женщин региона, пытаясь разобраться в том, как те проживают опыт миграции, как внутренней, так и международной. Затем их ответы были интерпретированы художественно и пространственно.

Настаивание на текстиле и отсылки к вышивкам видятся мне не только как поклон в сторону кураторской концепции Адриано Педроса, в этом году показывающего рекордное количество тканевых работ, но и как техники, вызывающие прямые ассоциации с женским трудом или же своеобразная репрезентация Узбекистана, всемирно известного своим обширным прикладным наследием. В результате национальный колорит страны сохранен, но при этом присутствует и связь с женским вопросом, и с глобальной повесткой биеннале.

Признаться честно, линия, связанная с миграцией мне показалась не совсем очевидной или же недостаточно артикулированной. Во всяком случае, если бы Гульноза не поделилась со мной этими деталями проекта, то самостоятельно при контакте с павильоном у меня бы вряд ли возникли такие ассоциации. Пожалуй, самым ценным для меня стал другой аспект, а именно момент “выворачивания” опыта посетителей, когда, дойдя до конца экспозиции, ты вдруг понимаешь, что оказалась на сцене театра, совершенно при этом не готовая к такому повороту событий. Свет прожекторов на контрасте с темнотой входа обескураживает и после этого выстраивается уже полная картина: все это время мы, посетители, были заняты подготовительной, так сказать “черновой” работой, погрязнув в которой совсем забыли о том, что впереди ждет сцена. Не уверена, что так и было задумано. Но лично я считала этот посыл как самый важный, ведь, на мой взгляд, именно этот опыт и характеризует женщин Центральной Азии: зачастую они слишком заняты делами, чтобы успеть побыть главными героинями собственных жизней.

В тексте, представляющим проект Азизы Кадыри и коллектива Qizlar, говорится о том, что одним из источников вдохновения для разработки проекта послужили ДК, то есть Дома культуры, или, как их определяют организаторы, «‎пространства, которые в начале ХХ века были важными центрами комьюнити, расположенными в разных культурных контекстах в географических пределах Евразии». Упоминание ДК несколько озадачило меня, так как, зная историю региона, мы все понимаем, что ДК были важными идеологическими инструментами советской власти в имплементации ее колониальной политики на местах. Они были структурами, через которые центральная власть пыталась навязать определенные порядки и популяризировать конкретные культурные формы. В Центральной Азии еще до возникновения Домов культуры присутствовали также такие институциональные формы, как Красные юрты или Красные чайханы. Я говорю это все к тому, что Дома культуры, как феномен, сегодня несут в себе определенное наследие, которое вряд ли всеми может быть воспринято так позитивно, как оно описывается в тексте о концепции павильона Узбекистана. В связи с этим мне, конечно, не хватило какой-то более четкой позиции по вопросу ДК, как источника вдохновения проекта. Учитывая сегодняшнюю ситуацию и глобальный контекст, особенно на вышеупомянутой территории Евразии, нюансирование подобных моментов мне кажется необходимостью.

Если не акцентировать внимание на двух обозначенных выше аспектах, то в целом Узбекистан кажется мне примером страны, которая, выражаясь языком пользователей социальных сетей, «‎understood the assignment». Павильон Азизы Кадыри и коллектива Qizlar выглядит презентабельно и торжественно перед глобальным арт-сообществом.

Отдельно хочется похвалить умелую работу соседей в сфере PR и коммуникаций: расположенная на вапоретто афиша с названием проекта «‎Don’t Miss the Cue» циркулирует по всей Венеции, привлекая внимание туристов и горожан к павильону, а его информационные анонсы и пресс-релизы размещены на всех самых престижных мировых платформах. Иными слова, у страны есть максимальная видимость на этом важном форуме искусства.

Как бы я ни пыталась этого не делать, но сложно не сравнивать национальные выступления Казахстана и Узбекистана на 60-ой Венецианской биеннале, особенно когда видишь такую качественную разницу в подходе к организации двух павильонов. Совершенно очевидно, что достойное представительство на биеннале уже стало одним из национальных интересов Узбекистана, вкладывающего большие ресурсы и максимально серьезно подходящего к участию в выставке. В то время, как Казахстан, похоже, пока не совсем определился, зачем ему все это нужно.

Дильда Рамазан

арт-критикесса Art of Her

Recent Posts

Что ждет в этом году посетителей на фестивале «Стихия» в Майнаке

С 5 по 8 июня в Муйнаке (Каракалпакстан) на «кладбище» кораблей пройдет фестиваль электронной музыки,…

16 мая, 2024

«‎Мы — продукты колонизации» — художница Назира Карими о фильме «Ҳафта» и участии в 60-й Венецианской биеннале

Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где…

15 мая, 2024

В Алматы планируют переименовать улицы в честь деятелей искусств

Акимат Алматы совместно с депутатами маслихата разработал проект, согласно которому, планируется переименовать несколько улиц города…

15 мая, 2024

В Алматы запустили бесплатный аудиогид по «золотому квадрату»

Независимое медиа Art of Her, ювелирный дом Damiani и меценат Жанна Кан запустили бесплатный аудиогид…

14 мая, 2024

В Казахстане молодежь наиболее активные читатели — Министерство культуры

Пресс-служба Министерства культуры и информации РК поделилась статистикой информационной системы библиотеки КазНЭБ, согласно которой наиболее…

14 мая, 2024

Печальный конец известной коллекции искусства Розы и Карлоса де ла Круз

В начале месяца аукционный дом Christie’s объявил о первых торгах предметов из коллекции Розы де…

13 мая, 2024