Статьи

Мастерская: сколько денег нужно художнику чтобы творить?

Развитие искусства напрямую зависит от возможностей, которые существуют для художников в нашей стране. Так, одним из главных факторов влияющим на творческий процесс любого деятеля искусства является пространство в котором он работает. По признанию самих художников, мастерские — это чаще всего их личные помещения, где они создают свои шедевры. Многие порой используют под свои нужды гаражи или квартиры, некоторые снимают отдельные помещения.

Мы решили узнать, как обстоят дела с мастерскими у столичных художников и сколько денег в месяц они тратят на аренду.

Я художница абстрактно — исследовательской живописи, изучаю вопрос, влияния изобразительного искусства на состояние человека. В 2014 году впервые запускала проект «Наброски обнаженной натуры» в Астане. Продлился он один год, тогда я поняла, что время таких идей в нашем городе не пришло. Пол года назад частично вышла из декрета преподавать живопись детям и готовить личные проекты. Вливаясь в арт — индустрию сейчас, я точно знаю, что наш город готов к новому и нам пора действовать. Так родился проект «AртБаза». Мастерская «АртБаза» — коворкинг для художников. Когда мы открывались, я искала в гугле какие-то гос.организации, но вся информация очень устарела. Это заброшенные сайты с отключенными номерами, — рассказала Евгения Грекина.

Соосновательница «АртБазы» Лизаветта Антропова отмечает, что мастерская необходима каждому автору. Она помогает сосредоточиться и не отвлекаться на другие бытовые вопросы с которыми художники сталкиваются работая из дома. Также в студиях можно делиться опытом со своими учениками, встречаться с потенциальными покупателями и проводить разные культурные мероприятия.

Содержать свою студию в одиночку не дешево, поэтому мы объединились и втроем нашли подходящее помещение и обустраиваем его максимально комфортно для всех. А также наши двери открыты для тех авторов, кто столкнулся с проблемой нехватки пространства для работы или просто хочет побыть в обществе единомышленников. Можно арендовать место, творить и при этом знакомиться с людьми из арт- сообщества. У нас творческая атмосфера, всё время что-то происходит. Но при этом мы выстраиваем график, чтобы не мешать друг другу, — поделилась Лизаветта Антропова.

Так, важным вопросом, который встает перед художником при подборе подходящей студии или мастерской, являются финансы: сколько это будет стоить для него.

В целом, в месяц у нас уходит примерно 300 000 тенге. Сюда входит аренда, ежедневные бытовые расходы, какие-то покупки для обустройства уюта: столы, вешалки, посуда и прочее. Плюс расходные материалы для занятий и своей работы. Это уже траты из другой категории, — добавила Лизаветта Антропова.

Именно здесь встает острый момент с помощью от государства. Ведь молодые и начинающие художники не могут себе позволить такие расходы. Малика Игибаева — художник цифрового жанра и третья соосновательница проекта «АртБаза» отмечает, что часто подобного рода проекты создаются самими художниками у которых финансовый и организационный вопрос встают ребром.

Материальная поддержка — это очень важно. И это не обязательно деньги, это могут быть как и мольберты, краски, мебель и любые другие материалы, которые дадут возможность облегчить первые месяцы и встать на ноги. Также очень помогает огласка. Чем больше людей узнают о нашей мастерской, тем быстрее дойдет информация до тех, кто нуждался в подобном помещении или комьюнити. Если говорить о государственных процессах, то можно долго рассуждать. Однако, в первую очередь это гранты и программы, направленные на реализацию творческих проектов, о которых мы могли бы слышать и видеть в инфополе, иначе бывает, что прошла программа, а о ней и не знал никто, — прокомментировала Малика Игибаева.

Если обратиться к статистике и забить в поисковике запрос «мастерские для художников Астана» то пользователю выйдут 73 варианта по городу. Как привило, это и большие культурные пространства в которых художники могут проводить любые мероприятия, начиная от процесса создания картин, и помещения в которых можно провести свою выставку. Но при этом это все частные студии, которые сдаются  в аренду. При нынешних условиях, когда цена на аренду помещений по всему Казахстану выросла, многие художники просто не могут позволить себе что-либо из предлагаемых вариантов.

Мастерских для взрослых или для действующих художников очень мало. А в Астане всего 2 или 3, включая нас. Алмата прошла большой путь, благодаря чему имеет бОльший выбор, как различных студий, так и условий. Многие алматинцы имеют понимание об искусстве и спокойно на него реагируют. Астана в этом плане скромнее, и менее опытна. Однако на уровне условий не сильно отличается, думаю в ближайшее время у нас может открыться много необычных и интересных проектов. Я лично слышала, что раньше некоторым художникам выделялись помещения с немалой площадью, однако в настоящее время такого не встречала. Скорее всего есть какие то государственные мастерские или может кому-то и выдают, но этого не видно и не слышно в широких кругах. А возможно нужно пройти огромный и сложный путь по получению этого помещения, который также будет сопровождаться большим количеством бюрократических проволочек и условий, — отметила Малика Игибаева.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ситуация с мастерскими для наших художников стоит очень остро и влияет она на многое. В первую очередь это профессиональное отношение к своей работе. Художник в наше время не должен быть бедным, нам всем нужна культура и искусство. А поддержка от государства может вселить уверенность. Пока многие проекты это лишь личная инициатива.

Я уверена, что есть фонды и организации, но мы об этом ничего не знаем. И людей особенно творческих пугает тот факт, что мы не знаем где искать и у кого спрашивать. Доступность информации это первое на что нужно обратить внимание, — поделилась Евгения Грекина.

Художницы неоднократно подчеркнули, что наличие помещений для творческих людей по приемлемой цене помогло бы не только решить финансовые трудности, но и способствовало бы развитию комьюнити. В свою очередь, комьюнити — ключевой инструмент создания инновационной среды, идеальный для коллабораций и синергии между его участниками.

Материал подготовила Зарина Кусанова

Сабира Оспанова

Экс-автор Art of Her

Recent Posts

Yesterday, today and tomorrow: виртуальная выставка о вечном

Казахстанская художница Мария Салагдинова (Mary Blacktea) приняла участие в виртуальной выставке проекта The Kult Talk «Yesterday,…

3 мая, 2024

The cue wasn’t missed: национальный павильон Узбекистана на 60-й Венецианской биеннале

Узбекистан официально участвует в Венецианской биеннале с собственным национальным павильоном начиная с архитектурной биеннале 2021…

2 мая, 2024

«Никто не воспримет это всерьез»: Камила Рустамбекова о своей первой персональной выставке

Камила Рустамбекова — фотографиня-документалистка и режиссерка из Ташкента. Ее работы сосредоточены на исследовании современного узбекского…

26 апреля, 2024

Фонд имени Батырхана Шукенова открыл прием заявок на четвертую резиденцию Batyr Lab

В Алматы начался прием заявок на четвертую музыкальную резиденцию BATYR LAB, организованную Фондом имени Батырхана…

26 апреля, 2024

В Венеции начал действовать платный въезд в город

С 25 апреля туристы, желающие посетить исторический центр Венеции на один день, должны будут заплатить…

25 апреля, 2024

В Лувре пройдут занятия йогой в рамках летних Олимпийских игр

В Париже музей Лувра организовывает занятия йогой и спортом в своих знаменитых галереях в рамках…

25 апреля, 2024