Паблик-арт — это термин, который скрывает за собой нечто большее, чем просто художественные произведения в общественных местах. Его важнейшее качество — воздействие на неподготовленного зрителя. Памятники и мемориалы являются наиболее узнаваемыми формами паблик-арта, но в эту категорию также входят более эфемерные проявления искусства: уличные представления и театры, муралы, плакаты и инсталляции. Важно не путать их с благоустройством города, установкой праздничного декора и других украшений. Качественный паблик-арт — это искусство, которое меняет городскую среду, придавая ей новые смыслы.

Первый этап развития паблик-арта в Астане (Акмолинске, Целинограде, Акмоле) связан с периодом советской власти. В исторических районах столицы, таких как бывший проспект Целинников (ныне проспект Республики), до сих пор можно найти памятники, свидетельствующие о колониальной эпохе: статуи Сталина и Ленина, а также различные мозаичные панно, созданные в советское время.

После обретения независимости, заметно, что в Астане целью паблик-арта стало создание национальной идентичности и декоммунизации визуального кода, открывая двери к современному миру.


Новая история

Основные проекты астанинского паблик-арта, созданные после обретения независимости — это скульптуры и монументы, которые освещают долгую национальную историю Казахстана или символизируют независимость страны. 

Конец 90-х и начало 2000-х годов характеризуются обретением Акмолы (Астаны) статуса столицы и возведением там таких значимых произведений, как Монумент Независимости Казахстана и памятник Кенесары хану (последней хан всех трёх жузов).

На аллее Улытау, напротив Ботанического сада, выставлены несколько копий артефактов, рассказывающих историю различных мест Казахстана. Одной из них является неровный камень с выбитыми абстрактными изображениями людей, пасущих или наблюдающих за свободно бегущими лошадьми, баранами и верблюдами.

Фото: NUR.KZ

Рядом с объектом установлен QR-код, который должен вести к описанию, однако, система не работает. Работающий QR-код можно найти на плакате в конце аллеи, ближе к Ботаничекому саду. Описание объекта объясняет, что это петроглифы, найденные в долине реки Байконыр.

«Гравюры на камнях отражают историю степи во всем ее многообразии и полноте. Во времена бронзового века, в период ранних кочевников, эти композиции зародились на основе древних мифологических сюжетов и легенд. Искусство живописи на средневековых скалах развивалось в соответствии с древней традицией».

Ряд артефактов завершает трогательный монумент Благодарности Казахскому Народу, изображающий женщину в национальном казахском костюме, обнимающую и защищающую троих детей.

Паблик-арт аллеи Улытау использует понятные символы, такие как петроглифы и образ матери, создавая эмоциональный эффект для зрителя. Даже не читая описания объектов, легко почувствовать долголетие и важность истории Казахстана.

С 2005 года на бульваре Нуржол установлены бронзовые абстрактные статуи стрелков, батыров, девушек в национальных костюмах, сайгаков и верблюдов. Статуи лишены конкретных черт, но именно это делает их невероятно доступными для восприятия. Зритель додумывает историю этих скульптур, вспоминая персонажей легенд или представляя своих предков на месте скульптур. Также, как и исторические монументы Улытау, эти скульптуры создают чувство эмоциональной близости к национальному наследию Казахстана. Однако этот эффект подпорчен тем, что у зрителя нет возможности узнать больше об этих персонажах из-за отсутствия каких-либо идентификаций и описаний скульптур.

Эта проблема характерна для многих других работ, установленных на бульваре Нуржол. Множество произведений не имеют никакого описания, что не позволяет зрителю полноценно взаимодействовать с ними. Паблик-арт должен придавать пространству смысл, потому важно, чтобы искусство было понятно или объяснено, чтобы оно оставалось искусством, а не просто украшением улиц.


Социальные проблемы

На бульваре Нуржол также установлены геометрические скульптуры животных, выполненные из зеркального материала. Они изображают сайгаков, фламинго, барсов и красных волков. Скульптура барса, как нам кажется, является плагиатом работы Аррана Грегори «Амурский леопард» (2015). Грегори создал 20 таких скульптур с целью привлечь внимание к факту, что в мире осталось всего 20 особей этого вида, что составляет треть от оставшейся популяции.

Рядом с некоторыми объектами размещены отвернутые от зрителя таблички с описанием, написанные мелким и неудобным для чтения шрифтом. В тексте говорится о том, что цель этих работ — обратить внимание на угрозу вымирания редких видов животных Казахстана.

Из-за неправильного расположения табличек и неудобного шрифта, посыл о вымирании редких видов не доходит до зрителя эффективно. Этому также мешает некая праздничность стеклянных объектов, которые вызывают ассоциации с диско-шарами, тем самым превращая бульвар Нуржол в своеобразный лес, населенный редкими и магическими видами фауны. Несмотря на то, что скульптуры должны были подчеркивать повышенное внимание жителей Казахстана к экологической проблеме, они скорее подчеркивают туристический образ страны, представляя ее природные особенности для иностранцев.


Муралы как «правильный» паблик-арт

В 2017 году в Астане с поддержкой местных властей появился первый мурал «Открытка из Астаны». Дизайн этого мурала основан на исторической фотографии 70-х годов, которая была использована на открытках о Целинограде.

«По задумке авторов, паблик-арт (прим. ред. — мурал «Открытка из Астаны») не только рассказывает о многовековых национальных традициях, но и иллюстрирует недавнее прошлое, запечатлевая его жителей», — пишет издание The Steppe о мурале.

После 2017 года муралы получили широкое распространение на правом берегу столицы (старого города) в рамках Urban Art Festival. Недавно по инициативе акимата появился новый мурал «Мир», изображающий улыбающуюся девочку, демонстрирующую знак мира. Над ее головой находится надпись «Peace». Образ ребенка с заразительной улыбкой, ассоциирующийся с невинностью и добротой, в сочетании с огромной надписью, не оставляет сомнений в послании работы.

Муралы являются примером «качественного» паблик-арта, так как они отражают мысли жителей столицы в яркой и понятной форме. Они не стремятся создать идеализированный образ, и Оля Веселова, куратор, работавшая над муралами, говорила, что для них было «очень важно учесть мнение зрителей (прим. ред. — жителей Астаны) и уважать это мнение». Возможны сомнения из-за того, что многие эскизы были созданы иностранными художниками, но так как эскизы для реализованных муралов были выбраны голосованием и нашли отклик в сердцах жителей, это говорит о том, что муралы находят понимание и поддержку в обществе.


Какой он — паблик-арт в Астане?

Современное искусство подталкивает людей к творчеству, заряжает креативностью и создает идентичность места. Важно, чтобы искусство становилось доступным как можно большему количеству людей. Паблик-арт за счет размещения в общественном пространстве, а не в стенах музея, ближе всего к широкой публике.

Паблик-арт в Астане представлен в форме исторических монументах, современных абстрактных скульптурах и ярких муралов. Их всех объединяет одна цель – вырвать зрителя из его обычной рутины, заставить остановиться и на секунду задуматься, увидеть в искусстве себя и других жителей столицы.

Актуальным остаётся вопрос о доступности информации об объектах паблик-арта и их сохранности. К сожалению, эта проблема остро возникает во всех регионах Казахстана, и столица здесь не исключение. Установить паблик-арт — хорошее дело. Грамотно установить и сохранить его — правильное дело на века!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *