Изготовление ювелирных изделий – давняя традиция высокого тонкого мастерства народов Центральной Азии. В начале своего существования эти изделия выполняли утилитарные и ритуальные функции. Они служили амулетами, которые несли определенный символический смысл. А источником вдохновения для создания украшений был окружающий мир, в них часто встречались мотивы из животного и растительного мира. Со временем эти работы приобрели художественную ценность и перешли в новую форму.

С развитием современных видов искусств и самого общества, не осталось в стороне и ювелирное дело, которое приобрело новую форму Contemporary jewelry. Это прогрессивное художественное движение, которое, в отличие от обычных практик ювелирного дизайна, является презентацией культуры и настроений современного общества.

Художница Жанна Асанова одна из немногих в Казахстане, кто работает в этом направлении. Ее работы – это больше, чем просто повседневные украшения. Она экспериментирует с материалами, исследуя темы телесности, проживания чувств, борьбы, гендерного равенства и личной свободы. Последние годы Жанна провела в Бельгии, США и Пакистане, а недавно вернулась в Астану.

Авторка Art of Her Асель Омарова поговорила с Жанной Асановой о том, что такое Сontemporary jewelry, как художница нашла себя в этом и о её больших планах развития этого направления в Казахстане.


Жанна, расскажите, как вы начинали свой путь художницы?

Мой первый материал – это металлические замки-молнии. Я сделала огромное асимметричное колье из замков красного цвета и отправилась на какое-то мероприятие. Тогда мы жили в Бельгии, мне было интересно делать разные штуковины из необычных материалов и самой их носить. Я не планировала быть художницей. В тот момент я была увлечена винтажными украшениями, пропадала днями на блошиных рынках, разбирала коробки у старьевщиков на площади Jeu de Balle (Брюссель) и была счастлива изучать европейский винтаж. Я рассматривала застежки украшений, искала информацию о клейме, чистила их и складывала как сокровища.

Я ничего не слышала тогда о направлении Сontemporary jewelry и даже не могла себе представить, что украшения могут быть неносибельными либо создаваемыми только для съемки как арт-объекты. Я была в танке, если так можно сказать. Мне нравилось создавать вещи-украшения, которые с первого взгляда заинтересовывали, вызывали удивление и вопросы. Это был какой-то диалог с людьми. И когда я впервые получила приглашение от одного итальянского художника опубликовать мои работы в одной из его регулярно выпускаемой книге о современных украшениях, только тогда я осознанно погрузилась в тему Сontemporary jewelry.

Направление ваших работ – contemporary jewelry. Это что-то про музейный, галерейный, коллекционный формат ювелирного искусства?

Считается, что данное направление сочетает в себе и формируется на стыке таких смежных областей как современное искусство, мода и ювелирное мастерство. Особенностью концептуального ювелирного дела является его неразрывная связь с критическим дизайном и тем сообщением, вызовом, который он предполагает. Общепринято, что украшения традиционно несут в себе функции украшательства, символизма и ценности их материалов. Так вот направление Сontemporary jewelry размышляет на эти темы и задает вопрос зрителю, а так ли это?

И все же, чем кардинально отличается contemporary jewelry от классического ювелирного искусства?
Для меня основное отличие — возможность вступить в разговор со зрителем, а также высказаться на определенную тему. Ведь украшение может отражать твою политическую позицию, отношение к той или иной социально значимой ситуации, происходящей в стране, выражать протест или рассказывать о личных переживаниях художника. Кроме того, такие украшения могут вызывать самые различные чувства: от восхищения и интереса, до отвращения и возмущения, несогласия с художником. Тогда как традиционное ювелирное искусство больше про эстетику и мастерство ювелира, ценность используемых материалов, красоту и редкость камней.

А ваши работы носибельны?
Не все. Есть украшения, которые вот такого формата (указывает на надетое колье из замков-молний – прим. ред), которые действительно можно носить ежедневно, безболезненно и даже чувствовать себя в них комфортно. И есть серии украшений, которые я делаю только для съемок и выставок.

Например, сейчас мне интересны кольца с использованием огромных камней, кристаллов соли и сахара в сочетании с текстильной основой. Я разработала свою авторскую технику upcycle замков-молний, которые у меня остаются после изготовления других украшений. Два кольца в этой технике я придумала для Brussels Jewelry Week 2024.

Замки-молнии, upcycle… Расскажите больше про ваш творческий процесс и выбор медиума. Откуда берутся идеи?

Сначала появляется идея, о чем будет это украшение, потом я уже думаю, из чего его сделать, подбираю к идее материал, чтобы визуально выразить свои эмоции: что это будет, что у меня есть в доступности, что мне подходит. Часто бывает большой временной промежуток между идеей и реализацией, потому что идею ты вынашиваешь какое-то время и понимаешь, что не можешь найти подходящий материал ни в цветовой гамме, ни тактильно в достаточном количестве. А потом в какой-то момент ты просто случайно видишь материал и думаешь: «Да».

Я люблю собирать объекты на улице, какие-то found objects, сначала не зная, для чего. Вот, например, когда мы жили в Пакистане, на ежедневной прогулке в лесу – там такие тропические леса, неимоверные какие-то растения – я собирала огромные шишки. Там они совсем другие, гигантские, полнотелые. Я просто сгребала их мешками, не знаю зачем. Однажды я нашла цветок, вернее такую капсулу с семенами дерева. Просто мистическая вещь.

Я люблю строительные магазины, ярмарки ремесленников, где я ищу какие-то веревки, проволоку, текстиль, вышивку, какие-то обрезки ткани. Так, в Пакистане однажды я купила несколько мотков веревки, которую делают местные ремесленники из остатков текстиля. Я еще не знала зачем, но мне понравился материал, его фактура, цвет. Позже пришла идея, что сделать. Поэтому сложно сказать, что первично, что вторично здесь. Иногда идеи, иногда материал.

Во что потом превратились шишки, цветы и веревки?

Шишки еще ждут своего часа. Я их привезла. И вместе с шишками кучу других материалов: гималайскую соль в кристаллах и тростниковый сахар, кору деревьев. Капсулы с семенами выразились в серию брошей. Это были цветы в разном состоянии. Знаете, это не цветки, это как будто оболочка от цветов, такая деревянная. Фактура у нее плотная, твердая. Я сначала нашла закрытый цветок, когда гуляла. Подумала: «Ой, какой бутон». Забрала его. Через два-три дня я снова была там и увидела капсулу, наполовину раскрытую. Тоже взяла. Позже я обнаружила третью капсулу, полностью открытую и подумала: «Надо же, это про то, что всему свое время. Есть время, когда ты закрыт, когда ты зреешь, когда ты начинаешь раскрываться. И придет момент цветения. Не надо себя подгонять, надо просто идти в этом направлении, работать, думать, но оно настанет, твое время». И вот тогда я сделала серию брошей «Time to bloom» для выставки в Финляндии.

Ювелирное искусство играет важную историческую роль в нашем регионе. Вспомним казахские традиционные украшения, которые удивляют всех своими решениями и смыслами, заложенными в них. Отражается ли это как-то в ваших работах? Задумывались ли вы о том, чтобы переосмыслить и преподнести национальные украшения как contemporary jewelry?

Однозначно. Вопрос идентификации и поиска своего культурного кода не обошел и меня. Одной из первых серий моих украшений стала серия «Kurak», которая была экспонирована на NYC Jewelry Week 2023. Я сделала текстильные изделия в технике курак с использованием отрезков металлических замков-молний. Основными символами были: треугольник — центр мира, квадрат — земная жизнь, тамга (два кольца в центре колье) — родоплеменной знак аргынов. Я решила добавить машинную строчку, говоря таким образом, что в настоящее время способ ручной стежки практически не используется. Крупные, нарочито заметные стежки «зигзаг» выражали шаги современности на полотне древнего уклада жизни. Для меня использование нетрадиционного материала — замков молний — было своего рода выведением украшения за рамки привычного понимания ремесленных изделий в национальном стиле.

Вы упоминали разные места, где вы жили: Бельгия, Пакистан. Они тоже отражаются на вашем творчестве? 
Каждый период знаменует определенное состояние. Это зависит от множества факторов, личных, социальных, даже просто погодных. Знаете, климат и природа, атмосфера страны, города, люди — все это накладывает определенный отпечаток и раздвигает рамки твоих возможностей.

У меня была серия работ, когда мы совместно с пакистанскими ремесленницами, женщинами-вышивальщицами, создавали украшения из вышивки. Традиционно, пакистанские женщины занимаются рукоделием, собираются вместе бабушка, мама, дочери, и разговаривают, вышивают, рассказывают семейные истории. Иногда это один из самых главных источников дохода женщин, живущих в деревнях. У нас был проект, когда мы работали вместе и я показывала этим женщинам, как можно сделать простые украшения с использованием вышивки и минимального количества фурнитуры. Надо понимать, что достать какие-то застежки, бусины, инструменты в отдаленной горной местности не так легко. И основной нашей задачей было найти такой дизайн украшений, который бы позволил женщинам сделать интересные украшения из подручных материалов. Для меня это был благотворительный проект, который принес мне намного больше, чем материальное вознаграждение. Для женщин это было огромным подспорьем — деньги, вырученные от продажи этих украшений. Они могли потратить их на своих детей, на себя, на какие-то свои редкие удовольствия, которые, к сожалению, не могут себе позволить постоянно.

Вы выставляете работы на выставках по всему миру. Расскажите про эти выставки. Как они проходили, какие были впечатления?

Международные выставки, которые считаются самыми крупными и работают в направлении Сontemporary jewelry – это Мюнхенская выставка и New York Jewelry Week, Brussels Jewelry Week и другие. В прошлом году я принимала участие в NYC Jewelry Week. Это было очень волнительно для меня. Позднее я участвовала в других выставках в Соединенных Штатах, Финляндии, Бельгии. Помимо зарубежных выставок я принимала участие в нашем казахстанском проекте Born Nomad и получила премию в номинации «Креативная коллаборация» как раз за серию украшений в технике курак.

Мои работы приняты для публикации в книге итальянского дизайнера (Nicolas Estrada – прим. ред), который публикует каталоги с Сontemporary jewelry. Сейчас я продолжаю участвовать в выставках, отправлять работы. На самом деле это дает мне силы.

К сожалению, в Казахстане пока мало кто знает об этом направлении. Мне хочется дальше работать здесь, рассказывать и продвигать концептуальное ювелирное искусство. За рубежом, в Германии, в Соединенных Штатах в сфере Сontemporary jewelry работают давно. Постоянно проводятся ежегодные недели выставок, резиденции, open-call. Есть целые институты, которые работают только с Сontemporary jewelry. Когда это видишь, конечно, хочется присоединиться.

Какие у вас дальнейшие творческие планы?

Я бы очень хотела развивать направление Сontemporary jewelry в Казахстане. Надеюсь, что у нас появятся выставки и художники, которые тоже работают в этом направлении. И я уверена, что в Казахстане есть те, кто работает с концептуальным ювелирным искусством, но они не всегда понимают, что с этим можно делать, где это можно выставлять. И тем более как это продавать.
Развивая Сontemporary jewelry здесь, можно было показывать наших казахстанских художников в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе. К сожалению, о Казахстане не так много знают, особенно о художниках в этом направлении. Было бы здорово делать групповые выставки за рубежом. Это хорошая возможность для наших художников рассказать о себе.

Есть ли у вас видение, как это реализовать?

Есть план. Есть большой план.

Но не расскажете?

К сожалению, не могу пока назвать какие-то конкретные события или даты, но у меня есть идея и мы постепенно движемся к ее реализации. Это, конечно, долгосрочный план. Это не делается за один-два месяца. Я планирую посетить выставку в Мюнхене в конце февраля 2024. Это крупнейшая выставка Contemporary jewelry, идеал, к которому можно стремиться. И думаю, мы будем дальше двигаться в этом направлении и развивать его в Казахстане.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *