Articles

Не карайсын: казахстанская действительность в творчестве Рашида Нурекеева

Творчество Рашида Нурекеева представляет собой своеобразный сгусток процессов современности. Художник создает картины, которые являют собой полную эклектику: реалистично выписанные персонажи из разных сфер, времен и народов образуют своеобразное повествование, рождают парадоксальные ситуации и позволяют считывать информацию с холста, бумаги или листа железа. Обязательным становится коллажирование реальных документов, фотоматериалов и предметов быта. В фондах ГМИ РК им. Абылхана Кастеева находятся три работы художника: «Идущая за водой» (1997), «Табуретка» (2003) и «Не карайсын?» (2009).

Рашида интересуют все стороны жизни современного общества.

«Я казах, и мне важно, чтобы мои работы раздражали наших чиновников, а не зарубежных. Пишу потому, что не могу не писать. Потому что должен высказаться на актуальные, злободневные темы. Это некий долг, гражданская позиция. Мне кажется, что в данный момент развития нашего общества художник должен быть более активным. Сейчас надо не просто писать красивые картинки, а говорить о современности. Не для славы или чтобы что-то изменить – не в наших силах сделать это», – говорит художник.

Произведения Нурекеева 1980-1990-х годов излучали атмосферу умиротворенности и доброты, присущие нации в целом, что отчетливо читается в живописной работе «Идущая за водой». Обладая профессиональным художественным образованием, художник сознательно шел на упрощение стилистических и технических приемов. В этой связи, казалось бы, проще определить его стиль, как «неопримитивизм», но в силу характера его философско-эстетической трактовки отношений между человеком и миром, стремлением передать в своих картинах радость бытия, неисчерпаемую веру в добро, более применителен термин «наивное» – трогательное и искреннее искусство.

Рашид Нурекеев, «Идущая за водой», 1997. Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Впервые в Казахстане в работах Рашида были использованы «текстовые картины» на казахском языке. В период конца 1980-х годов подобные эксперименты не были восприняты однозначно даже в творческой среде. «Табуретка» выполнена также маслом на холсте, но активная роль принадлежит, наклеенным поверх изображения: листочек с текстом и реалистической графикой разного периода творчества, выполненных с профессиональным мастерством тонкого рисовальщика. Раздумья о трех казахских жузах приобретают в данной работе новое почтение.

Рашид Нурекеев, «Табуретка», 2003. Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Программное произведение «Не карайсын?» сразу определило характер дальнейших отношений художника с современной действительностью. Человечество просто выживает, а не живет полноценной жизнью, при этом все недовольны вечной рутиной. Ежедневно мы наблюдаем людей с напряженным выражением лица. Попробуй посмотреть на них не тем взглядом – кто-то обязательно скажет: «Что смотришь, козел?». Надо ли отвечать на провокацию агрессией или смирением – решать каждому зрителю.

Рашид Нурекеев, «Не карайсын?», 2009. Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Интересна история создания полотна. Внутренние переживания Нурекеева в одночасье активизировались в магазине «Академкниги». С полки на художника смотрела брошюра по разведению коз, с обложки которой, на покупателей взирал колоритный козел.

В данной работе автор выступает своеобразным интерпретатором труда «Вечное возвращение» Ницше, который не оставил потомкам истины в виде окончательно сформулированного тезиса. Опираясь на лишенную каких бы то ни было иллюзий концепцию мира, которой абсолютно безразличен к надеждам и устремлениям человека, художник вторит философу в стремлении ликвидировать рабскую психологию, мораль, законы, религию, обычаи и так далее.

Выражая высшую степень негодования, Рашид задается также вопросом условий для разведения козлов в мировом пространстве.

Фото: ГМИ РК им. Абылхана Кастеева.

Работы с социальной тематикой, наполненные личным сопереживанием, отражают основное направление в произведениях наших современников – это искусство критического отношения к действительности. Размышления о том, в каком обществе мы живем, выражение своей позиции и отношения к определенным фактам из жизни социума не пользуется коммерческим успехом, и оттого не склонно подстраиваться под вкусы публики.

Выражая свою гражданскую позицию, художники остаются наедине с собой и своими единомышленниками. Прикасаясь или углубляясь в острые проблемы современности, мастера изобразительного искусства Казахстана находят для себя различные формы высказывания – живопись, графика, перформанс, инсталляция. Во всех видах и жанрах искусства художников объединяет одно – человек, любящий свою страну, но критически рассматривающий казахстанскую действительность, стремится эти реалии преобразовать, прямо и честно «проговаривая» недостатки в своих произведениях.


Рашид Нурекеев родился в 1964 году, в Кызылординской области, Казахстан. Окончил Алматинское художественное училище. Художник живет и работает в Алматы. Он выражает в своих работах свои наблюдения и размышления об отношениях личного и общественного. Рашид Нурекеев художник, чьи работы обогатили казахстанскую культуру произведениями высокого уровня, обладающими глубокой образной силой. Его работы отмечены отстраненностью и иронией постмодернистского выражения.

Светлана Кобжанова

Заместитель директора по науке Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева, заслуженный деятель РК, кандидат искусствоведения, член Союза художников РК, член международной Ассоциации художественных критиков AICA.

Recent Posts

Подборка возможностей для креатор_ок из Центральной Азии

В этом году ожидается насыщенная образовательная летняя программа сразу у шести культурных инициатив Центральной Азии.…

May 20, 2024

Куратор — это кто? Ибраева, Резникова, Слудский, Рамазан и Әділбек размышляют о важном в кураторской практике

В начале мая атырауский Центр современной культуры YEMAA представил онлайн-школу для молодых кураторо_к «Куратор перед…

May 20, 2024

Инструментализация иностранцев повсюду. О 60-ой Венецианской биеннале

Задавая тему 60-й Венецианской биеннале, бразилец Адриано Педроса вдохновлялся работой французского коллектива Claire Fontaine. Вынесенная…

May 17, 2024

Как пройдет акция «Ночь в музее 2024» в Казахстане и Кыргызстане

Ежегодно, начиная с 1977 года, Международный совет музеев (ICOM) организует Международный день музеев – уникальное…

May 17, 2024

Что ждет в этом году посетителей на фестивале «Стихия» в Майнак

С 5 по 8 июня в Муйнак (Каракалпакстан) на «кладбище» кораблей пройдет фестиваль электронной музыки,…

May 16, 2024

«‎Мы — продукты колонизации» — художница Назира Карими о фильме «Ҳафта» и участии в 60-й Венецианской биеннале

Сухая, выжженная степь простирается на многие километры вперед. Где-то все же попадаются заросли, а кое-где…

May 15, 2024