Column by Inna Kipchakbayeva

Как понимать и чувствовать абстрактное искусство?

Согласно словарю нью-йоркского Museum of Modern Art, абстракция это стиль искусства, в котором формы, узоры, текстуры и цвета представлены таким образом, что изображение выглядит нереалистично, но подчеркивает настроение или чувства. Абстрактное искусство характеризуется использованием геометрических линий, форм и смелых, ярких цветов. Яркие примеры одних из основоположников абстракционизма – это Казимир Малевич, Пит Мондриан и Василий Кандинский, картины которых исследуют до сих пор. Также было бы упущением не отметить Джексона Поллока, который своим абстрактным экспрессионизмом и шокирующей техникой проложил дорогу многим последователям и подражателям.

Смотря на абстрактные произведения, мы часто можем услышать комментарий «да мой ребенок так сможет нарисовать» и на это можно ответить, что такой ребенок будет несомненно талантлив поскольку во-первых, ему нужно безукоризненно знать принципы композиции и принципы влияния геометрических фигур на настроение картины, а во-вторых обладать редкой особенностью «видеть невидимое». Цветом и формой, например, уметь выразить эмоции, состояние, музыку и многое другое. А в-третьих уметь передать какую-либо идею, мысль, концепт через изображение, а также знать или чувствовать психологию цвета и его влияние на зрителя.

Теперь можно поразмыслить что сложнее – написать то, что у вас перед глазами или выполнить все вышеперечисленные пункты? На мой взгляд абстракционизм самый сложный стиль, который нельзя путать с декоративными интерьерными дизайнерскими картинками, на которых мы часто видим простые цветовые пятна, сочетающиеся с колоритом комнаты, или акрил, разлитый по холсту. Для создания настоящей абстрактной картины этого бесконечно мало.

Я часто замечала у зрителя пренебрежение к этому стилю, оно и понятно, когда человек не может чего-то понять, его психика агрессивно отвергает это, демонстрируя отрицательные эмоции. Но как ни странно, те же люди не выражают негативное отношение к узорам, логотипам и геометрическим принтам на одежде и флагам… А этого всего бы не было, если бы художники не научились стилизовать и упрощать формы до знаков, до самых характерных их черт.

Абстракция все-таки вошла в мир и глубоко укоренилась в искусстве, заняв там достойное место и к ней будут обращаться ещё много поколений творцов. В чем же такой успех этого стиля? Один из ответов лежит в бессознательном человека. Испокон веков формы и цвет давали возможность человеку «считывать» этот мир и делать определенные выводы для более успешного выживания. Главные устои наших ощущений прекрасного находятся в области подсознательной памяти и смотря на абстракцию мы можем снова стать исследователями мира и вернуться во времена, когда ещё каждому предмету и форме не были даны названия, в буквальном смысле детьми, для которых всё – абстракция.

Абстрактные картины бодрят наш разум и стимулируют анализировать. Не секрет, что в каждой картине человек видит что-то своё. А вот что именно вы увидите в том или ином произведении может сказать что-то о вас и о вашей жизни. Рассматривая абстракцию, вы не просто получаете эстетическое удовольствие, но и погружаетесь в глубины своего сознания и подсознания.

Как правило, истинные абстрактные картины вызывают сначала сопротивление, так как мозг не любит тратить много энергии и отрицает то, что ему непонятно. И если после этой реакции человек продолжает исследовать полотно и не уходит назад к «адекватному и безопасному» реализму, то он неизменно начинает искать свой смысл в наблюдаемом. Мозг смиряется и начинает «объяснять», что он видит, переводя формы, сочетания цветов и композицию из непонятного в объяснимое. И в этот момент начинается истинный диалог с картиной. В вашем сознании даже могут всплыть неожиданные воспоминания, вкусы, музыка. По сути это диалог с частичкой вас, с вашей жизнью. Например, смотря на картину “Вверх” Кандинского важно увидеть не только вертикальную организацию композиции и цвета, но и духовно моральную атмосферу периода создания произведения и заложенную в неё “устремлённость к целям, которые в основном и главном уже ставились, но впоследствии были забыты” (Kandinsky, 1967). Как прокомментировал полотно сам художник в 1929 году, “я не выбираю форму сознательно; форма выбирает себя сама, внутри меня” (Kandinsky: Complete Writings on Art, 1982).

Василий Кандинский «Вверх»

Каждый художник-абстракционист уникален. Кто-то придает философское значение каждой геометрической фигуре, вкладывая в нее особый смысл – это, как мы уже знаем, в случае геометрической абстракции, а кого-то ведёт инстинктивный, эмоциональный путь и рождается абстракция лирическая, со вспышками и переливами цвета, не имеющего конкретной формы, интуиция и чувствование в чистом виде. Примером этому будет “Осенний Ритм” Джексона Поллока, где мы как зрители становимся свидетелями полного погружения художника на период создания полотна в атмосферу осени в его восприятии и интерпретации. Некоторые могут отметить, что “тяжёлые” тона картины передают предчувствие художника надвигающейся смерти в следующем году.  На полотне важно увидеть не только период создания полотна – октябрь 1950 года – но и отсылку художника к постоянной переменчивости природы.

Джексон Поллок «Осенний ритм»

Об абстракции можно рассуждать очень долго, потому что это искусство скорее со знаком вопроса, а не точки. Вопросительный знак как крючок вытаскивает ваши собственные интерпретации и здесь ещё интереснее может быть не только глубокое понимание мировых произведений, но и самостоятельное освоение этого увлекательного стиля. Этому и многому другому вы можете научиться на курсе «Современное искусство и идеи«.

Инна Кипчакбаева

Автор Art of Her

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

August 2, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

August 2, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

August 1, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

August 1, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

July 30, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

July 30, 2024