Согласно словарю нью-йоркского Museum of Modern Art, абстракция это стиль искусства, в котором формы, узоры, текстуры и цвета представлены таким образом, что изображение выглядит нереалистично, но подчеркивает настроение или чувства. Абстрактное искусство характеризуется использованием геометрических линий, форм и смелых, ярких цветов. Яркие примеры одних из основоположников абстракционизма – это Казимир Малевич, Пит Мондриан и Василий Кандинский, картины которых исследуют до сих пор. Также было бы упущением не отметить Джексона Поллока, который своим абстрактным экспрессионизмом и шокирующей техникой проложил дорогу многим последователям и подражателям.

Смотря на абстрактные произведения, мы часто можем услышать комментарий «да мой ребенок так сможет нарисовать» и на это можно ответить, что такой ребенок будет несомненно талантлив поскольку во-первых, ему нужно безукоризненно знать принципы композиции и принципы влияния геометрических фигур на настроение картины, а во-вторых обладать редкой особенностью «видеть невидимое». Цветом и формой, например, уметь выразить эмоции, состояние, музыку и многое другое. А в-третьих уметь передать какую-либо идею, мысль, концепт через изображение, а также знать или чувствовать психологию цвета и его влияние на зрителя.

Теперь можно поразмыслить что сложнее – написать то, что у вас перед глазами или выполнить все вышеперечисленные пункты? На мой взгляд абстракционизм самый сложный стиль, который нельзя путать с декоративными интерьерными дизайнерскими картинками, на которых мы часто видим простые цветовые пятна, сочетающиеся с колоритом комнаты, или акрил, разлитый по холсту. Для создания настоящей абстрактной картины этого бесконечно мало.

Я часто замечала у зрителя пренебрежение к этому стилю, оно и понятно, когда человек не может чего-то понять, его психика агрессивно отвергает это, демонстрируя отрицательные эмоции. Но как ни странно, те же люди не выражают негативное отношение к узорам, логотипам и геометрическим принтам на одежде и флагам… А этого всего бы не было, если бы художники не научились стилизовать и упрощать формы до знаков, до самых характерных их черт.

Абстракция все-таки вошла в мир и глубоко укоренилась в искусстве, заняв там достойное место и к ней будут обращаться ещё много поколений творцов. В чем же такой успех этого стиля? Один из ответов лежит в бессознательном человека. Испокон веков формы и цвет давали возможность человеку «считывать» этот мир и делать определенные выводы для более успешного выживания. Главные устои наших ощущений прекрасного находятся в области подсознательной памяти и смотря на абстракцию мы можем снова стать исследователями мира и вернуться во времена, когда ещё каждому предмету и форме не были даны названия, в буквальном смысле детьми, для которых всё – абстракция.

Абстрактные картины бодрят наш разум и стимулируют анализировать. Не секрет, что в каждой картине человек видит что-то своё. А вот что именно вы увидите в том или ином произведении может сказать что-то о вас и о вашей жизни. Рассматривая абстракцию, вы не просто получаете эстетическое удовольствие, но и погружаетесь в глубины своего сознания и подсознания.

Как правило, истинные абстрактные картины вызывают сначала сопротивление, так как мозг не любит тратить много энергии и отрицает то, что ему непонятно. И если после этой реакции человек продолжает исследовать полотно и не уходит назад к «адекватному и безопасному» реализму, то он неизменно начинает искать свой смысл в наблюдаемом. Мозг смиряется и начинает «объяснять», что он видит, переводя формы, сочетания цветов и композицию из непонятного в объяснимое. И в этот момент начинается истинный диалог с картиной. В вашем сознании даже могут всплыть неожиданные воспоминания, вкусы, музыка. По сути это диалог с частичкой вас, с вашей жизнью. Например, смотря на картину “Вверх” Кандинского важно увидеть не только вертикальную организацию композиции и цвета, но и духовно моральную атмосферу периода создания произведения и заложенную в неё “устремлённость к целям, которые в основном и главном уже ставились, но впоследствии были забыты” (Kandinsky, 1967). Как прокомментировал полотно сам художник в 1929 году, “я не выбираю форму сознательно; форма выбирает себя сама, внутри меня” (Kandinsky: Complete Writings on Art, 1982).

Василий Кандинский «Вверх»

Каждый художник-абстракционист уникален. Кто-то придает философское значение каждой геометрической фигуре, вкладывая в нее особый смысл – это, как мы уже знаем, в случае геометрической абстракции, а кого-то ведёт инстинктивный, эмоциональный путь и рождается абстракция лирическая, со вспышками и переливами цвета, не имеющего конкретной формы, интуиция и чувствование в чистом виде. Примером этому будет “Осенний Ритм” Джексона Поллока, где мы как зрители становимся свидетелями полного погружения художника на период создания полотна в атмосферу осени в его восприятии и интерпретации. Некоторые могут отметить, что “тяжёлые” тона картины передают предчувствие художника надвигающейся смерти в следующем году.  На полотне важно увидеть не только период создания полотна – октябрь 1950 года – но и отсылку художника к постоянной переменчивости природы.

Джексон Поллок «Осенний ритм»

Об абстракции можно рассуждать очень долго, потому что это искусство скорее со знаком вопроса, а не точки. Вопросительный знак как крючок вытаскивает ваши собственные интерпретации и здесь ещё интереснее может быть не только глубокое понимание мировых произведений, но и самостоятельное освоение этого увлекательного стиля. Этому и многому другому вы можете научиться на курсе «Современное искусство и идеи«.