В Венеции начался предварительный показ для прессы 60-го издания Венецианской биеннале. Это одна из самых популярных, старейших и престижных площадок Европы для презентации искусства. Участие в этом масштабном смотре принимает более 85 стран со своими национальными павильонами, а посещает его более 800 000 арт-экспертов и зрителей (по данным за 2022 год) со всего мира.
Для художников_ц иметь в портфолио участие в Венецианской биеннале, означает не только высокий уровень признания, но и несомненный рост цен на работы, увеличение продаж и узнаваемость в мировом арт-сообществе. Именно поэтому в эти дни все внимание экспертов и любителей искусства приковано к событиям в Венеции.
Как появилась Венецианская биеннале? Какая структура у главной мировой выставки искусства? Что сделать, чтобы стать частью этого события? Принимают ли в ней участие страны Центральной Азии? — ответы на эти и другие вопросы подготовил главный редактор Art of Her Рус Бикетов.
Когда появилась Венецианская биеннале?
Идея проекта принадлежит итальянскому консулу Риккардо Сельватико, который был большим поклонником живописи, скульптуры и музыки. Впервые он предложил эту идеи 1893 году, а уже спустя два года – в 1895 –, была учреждена и организована Международная художественная выставка Венеции.
На самом деле, подобные масштабные выставки уже организовывались в Европе ещё в XVIII веке, но таких успехов, как Венецианская биеннале, они не достигли.
Первая выставка состоялась с участием короля Италии Умберто и королевы Маргариты. Тогда было представлено 516 работ, из них 188 — итальянцев, а остальные — иностранцев. Участие в ней принимали художники_цы из 16 стран. Выставка, которую посетило более 200 000 человек, быстро зарекомендовала себя как жизненно важный источник туризма и торговли.
Впоследствии она получила название «Биеннале» (от итальянского biennale «дважды в год»). На рубеже ХХ века начали строиться первые национальные павильоны. Так, в садах Джардини появились павильоны Бельгии (1907), затем Венгрии, Германии и Англии (1909), Франции (1912), России (1914) и других стран.
Престиж биеннале быстро достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда.
Что такое главная тема выставки и кто ее художественный руководитель?
С 1980 года на каждое издание Венецианской биеннале организаторы выбирают нового художественного руководителя, который задает основную тему и курирует главную выставку.
В этом году куратор главной выставки – Адриано Педроса, руководитель Художественного музея Сан-Паулу в Бразилии. Его проект на 60-й Венецианской биеннале «Иностранцы повсюду» посвящен теме мигрантов и является своеобразной провокацией направленной на волну антииммигрантских программ, охватившую в последнее время Европу и США.
Интересно, что согласно данным издания Art News, за все время существования биеннале, только три выставка были организованы женщинами-кураторами и только одна куратором африканского происхождения.
Что такое национальный павильон?
Национальный павильон – это площадка страны-участницы, на которой ее кураторы_ки и художники_цы презентуют свой выставочный проект, как правило, ориентированный на основную тему биеннале.
Страна-участница самостоятельно несет ответственность за расходы на строительство/аренду, содержание и программирование своего павильона.
Поскольку в Джардини вместилось всего 30 павильонов, выставки других стран-участниц начали проводиться в Арсенале и на других площадках города. В 1995 году Южная Корея была последней страной, построившей павильон в Джардини.
Участвуют ли страны Центральной Азии в Венецианской биеннале?
Впервые страны Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан) были представлены в Венеции в 2005 году в формате совместного павильона. Он проработал до 2013 года.
В 2022 году Казахстан и Узбекистан получили собственные национальные павильоны.
Что в этом году представлено в павильоне Казахстана?
Казахстан представил проект «Jerūiyq»: взгляд за горизонт». Это современная интерпретация древней легенды о мифической земле под названием «Jerūiyq».
В экспозиции представят футуристическую работу Камиля Муллашева «Земля и время. Казахстан», монументальное полотно Ерболата Толепбая «Новый ребенок. Перерождение», экспериментальные проекты Сакена Нарынова «Шесть жизней одной души» и «Конец начала или начало конца», инсталляцию Сергея Маслова «Байконур-2», саунд-инсталляцию арт-дуэта The2vvo «Присутствие» и мистическое видеоэссе Анвара Мусрепова «Аластау».
Кураторами национального павильона Казахстана выступили Данагуль Толепбай и Анвар Мусрепов.
Что в этом году представлено в павильоне Узбекистана?
Узбекистан представляет проект «Don’t miss the cue» («Не пропусти свой выход») художницы Азизы Кадыри и творческой группы Qizlar Collective. Он затрагивает темы принадлежности и идентичности через опыт женщин из Центральной Азии, исследуя, как они ориентируются и переосмысливают себя в процессе миграции.
Выставка организована под кураторством Центра современного искусства в Ташкенте.
Как стать участником_цей Венецианской биеннале?
Отбор участников_ц для основной выставки проводит назначенный художественный руководитель (куратор). В этом году из Центральной Азии на главной площадке представлена художница из Таджикистана Назира Карими.
Что касается национальных павильонов, то каждая страна делает свой собственный выбор. Например, в США за это отвечает Консультативный комитет по международным выставкам — группа экспертов, собранная Национальным фондом искусств по соглашению с Госдепартаментом США.
В Казахстане выбор художников_ц, которые будут представлять страну на главной мировой площадке, остается неясным. Нет четкой процедуры принятия решений, так же как и нет прозрачности.
Есть ли призы за лучшую выставку?
Существует три главные награды — «Золотой лев» за лучшее национальное участие, «Золотой лев» лучшему участнику_це основной выставки и «Серебряный лев» самому многообещающему молодому участнику_це основной выставки. Их вручает международное кураторское жюри.
Кроме основных наград, есть несколько второстепенных, среди которых особые упоминания молодых художников_ц основной выставки и национальных павильонов.
Где следить за новостями 60-й Венецианской биеннале?
В этом году Art of Her планирует серию специальных публикаций с Венецианской биеннале от критикессы Дильды Рамазан. Кроме этого, в новостном отделе редакции создана специальная группа, которая следит за оперативными сводками с Венеции.
В Кыргызстане блокируют TikTok. Это может навредить местным художникам
В Киеве открылась выставка «Самаркандская эпопея украинских художников (1941-1944)»