С 19 по 22 октября во французской столице в девятый раз прошла ярмарка современного искусства Asia Now, специализирующаяся на азиатском рынке. Каждый год в мероприятии принимает участие несколько десятков азиатских, а также западных галерей, репрезентирующих азиатских художников. Помимо классической ярмарочной составляющей со стендами, Asia Now ежегодно фокусируется на каком-то конкретном регионе Азии, посвящая ему центральную выставку. В 2023 году организаторы ярмарки пригласили базирующийся в Берлине художественный коллектив Slavs and Tatars стать кураторами такой экспозиции. Выставка «Parcours/Бағдар» собрала 15 работающих с текстилем центральноазиатских авторо_к, предложив кураторское видение региона.

Специально для Art of Her кураторка Дильда Рамазан посетила ярмарку Asia Now и подготовила обзор, в котором рассказывает почему региональная репрезентация Центральной Азии от Slavs and Tatars получилась не самой удачной.


В своем кураторском тексте коллектив Slavs and Tatars объясняет, что экспозиция «Parcours/Бағдар» представляет художни_ц региона, чья практика основывается на работе с текстилем или же каким-то образом связана с ним. Среди отобранных кураторами авторо_к были Асхат Ахмедьяров, Сауле Дюсенбина, Саид Атабеков, Гузель Закир, Диляра Каипова, Гульнур Мукажанова, Азиза Шаденова, Медина Базарагали, Kokonja, Кубра Хадеми, Мадина Жолдыбек, Назиля Нагимова, Алибай Бапанов, Алмагуль Менлибаева и Наззи Беглари. Участни_цы выставки родились не только в странах, которые мы привыкли традиционно маркировать как центральноазиатские (то есть Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан), но и за их пределами, например в Татарстане, Афганистане и Иране. Иными словами, очевидно, что в плане картирования коллектив предложил расширенное понимание региона.

Эта перспектива широты и изобилия отразилась и в кураторской концепции, обосновывающей выбор текстиля как основного медиума представленных работ. Slavs and Tatars утверждают, что текстиль, по самой своей природе, уже содержит множественность, коллективность. Это проявляется не только в том, как он производится (сплетение большого количества нитей), но и в генеалогии текстиля как закодированного послания, эдакой фиксации ушедших знаний и навыков. Однако, вопреки этому вполне легитимному концептуальному обоснованию, выставка, как мне кажется, как раз-таки и не смогла представить всю глубину и многослойность современных художественных практик Центральной Азии, задействующих текстиль, создав ровно наоборот, очень плоский образ региона, где кардинально разные художественные решения были визуально (и достаточно неуместно) уравнены за счет не совсем аккуратной сценографии.

Затрагивая вопрос сценографии, важно отметить, что ярмарка Asia Now проходила в историческом здании парижского монетного двора (La Monnaie de Paris). Понятное дело, что любое вмешательство в архитектуру такого здания накладывает очень сильные ограничения на возможные кураторские решения по части экспонирования. Ведь работы необходимо инсталлировать строго определенным образом, соблюдая все предосторожности и не нанося вреда помещению.

Но даже учитывая эти ограничения, я не смогла себе объяснить, почему, к примеру, работы на текстиле авторства казахстанца Асхата Ахмедьярова, повествующие о трагедии января 2022 года в Казахстане, расположили рядом с совершенно “невинными” войлочными бабочками татарской художницы Назили Нагимовой, у которых точно нет никакой социально-политической составляющей. Как активирует смыслы, заложенные в эти конкретные произведения, такая их развеска? Что она сообщает о регионе и его искусстве, помимо того, что эстетизирует насилие? 

Учитывая, что центральная часть экспозиции под кураторством Slavs and Tatars состояла из парящих цветных чапанов авторства ирано-американской дизайнерки Наззи Беглари, которые, в силу идентичного медиума и близкого художественного подхода, можно было бы достаточно легко перепутать с двумя работами узбечки Диляры Каиповой, представленными на нижнем этаже, то весь проект воспринимался скорее в декоративно-прикладном ключе, как crafts, то есть выставка ремесел, а регион, ею представленный, – как край, где все носят яркую блестящую одежду с причудливыми узорами. Заметно ухудшила ситуацию выставленная во дворе монетного двора юрта, в которую поместили работу самого коллектива Riverbed (2022), представляющую из себя топчан, где гости ярмарки могли отдохнуть и попить чай. Изображение этой же юрты было вынесено на основную афишу Asia Now.

Иными словами, несмотря на интересный концептуальный подход, кураторский проект «Parcours/Бағдар» от Slavs and Tatars стал еще одной экспозицией, создавшей достаточно клишейный образ Центральной Азии, граничащий с экзотизацией, где рассказ о регионе, к сожалению, все еще не представляется возможным без привнесения этнографических и декоративных элементов.

Вероятно, такое упрощение и уплощение очень комплексного центральноазиатского контекста было намеренным решением со стороны кураторов, учитывая, что выставка проходила в рамках сугубо коммерческого мероприятия. Наверное, если оценивать все с этой позиции, то тогда создание такого яркого и привлекательного образа Центральной Азии является работающей стратегией, благодаря которой можно привлечь внимание коллекционеров к художественной сцене региона. Тем не менее, мне, как уроженке Центральной Азии, было не совсем комфортно видеть такую репрезентацию.

Помимо кураторской экспозиции «Parcours/Бағдар» от Slavs and Tatars, центральноазиатский регион на ярмарке Asia Now был также представлен и на стендах алматинской Aspan Gallery, астанинской Pygmalion Gallery и через дискуссионную программу от Центра современной культуры Целинный, проходившей почти весь день на превью ярмарки 19 октября. Среди авторо_к, чьи работы были показаны галереями, были Саодат Исмаилова, Гульнур Мукажанова, Елена и Виктор Воробьевы, Алибай Бапанов, Сырлыбек Бекботаев, Алмагуль Менлибаева и Kokonja. В дискуссиях Целинного принимали участие историк и исследователь Нариман Шелекпаев, куратор и со-основатель Ainalaiyn Space и IADA Индира Дюсебаева-Зиябек, художницы Алмагуль Менлибаева, Саодат Исмаилова, Мадина Жолдыбек, а также команда Целинного в лице Джамили Нуркалиевой и Алимы Кайрат.

Подводя итог, хочется сказать, что Центральная Азия действительно стала центром девятой ярмарки Asia Now благодаря экспозиции Slavs and Tatars и насыщенному присутствию базирующихся в регионе институций. Тем не менее, лично мне хотелось бы видеть более неоднозначный и сложный образ региона, чем тот, что транслировался европейской публике на мероприятии. Возможно, это мое желание не совсем осуществимо в контексте коммерческой ярмарки, где главная цель – это продажа работ. 

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *