Мы часто слышим про то, как искусство в публичных пространствах “окультуривает” городскую среду, стимулирует отдельные секторы экономики и просто нравится людям. Но как это искусство попадает в поле общественного блага и кто делает это возможным? Частные коллекции, городские власти или бизнес?

Есть огромное количество исследований, которые показывают, что муралы и паблик-арт снижают уровень тревожности в городском пространстве, способствуют формированию горизонтальных связей внутри городских сообществ, создают рабочие места и привлекают туристов. Экономика уже вращается вокруг объектов паблик-арта в таких городах как Лондон, Сан-Паоло, Остин и многих других. Скажем в Чикаго (США), население которого составляет немногим больше Алматы (около 2,5 миллионов человек) в реестре муралов и паблик-арта порядка 430 объектов. Районы вроде Винвуда в Майями (население около 450 000 человек) джентрифицированы во многом, благодаря таким проектам, как Wynwood Walls, когда владельцы недвижимости приглашают десятки именитых и молодых стрит-артистов, которые превращают район в холст.

работа Эдуардо Кобра, 2018 г. Фото: Марта Купер.

Зная все эти вещи, приятно было услышать, что торгово-развлекательный центр «Forum Almaty» хочет обратить внимание города на свои стены, предложив коллаборацию художнику Алпамысу Батыру. Так, Алматы тоже стал интереснее на еще один объект искусства, который можно найти на входе со стороны улицы Тимирязева. Интересно, что Алпамыс Батыр, еще десять лет назад бродивший по Лондону с баллончиком краски, никогда до этого не делал работы такого размера. Частично поэтому для культуры так важно участие бизнеса — это возможность получить ресурсы для создания произведений, которые сложно было бы сделать самостоятельно. 

Мурал Алпамыса Батыра «Fractal Ways of Sonic Waves» — это хороший пример здорового сотрудничества между бизнесом, городом и художником, от которого выигрывают все: место становится личным для каждого, бизнес создает себе смысловой магнит, который увеличивает пешеходные потоки, а значит и экономику района, художник же остается в ткани города, в доступном месте, где человек может взаимодействовать с его искусством в любое время. Монументальные работы становятся ступенькой для достижения большего. Коллекционеры получают сигнал, что художник, чей рынок они поддерживают, делает что-то важное и заметное. При этом, подобные стимулы помогают и креативной экономике: студия зарабатывает деньги, кофейни рядом продают больше кофе, блогеры снимают новые ТикТоки на фоне необычного красочного объекта. Со всех этих трансакций зарабатывает еще и государство, которому все эти люди платят налоги. То есть мурал — это никогда не просто мурал, а работа креативного класса, который, по разным оценкам, уже зарабатывает мировому ВВП 4%.

Чем отличается стрит-арт и муралы? — вопрос, который часто задают себе любители уличного искусства. Главное отличие, пожалуй, состоит в том, есть ли у художника разрешение создавать произведение в этом конкретном месте или нет. Изначально весь стрит-арт был нелегальным: в конце 1970-х — начале 1980-х, такие легендарные художники как Лейди Пинк (Lady Pink), Ли (Lee), Раммалзи (Rammellzee), Fab Five Freddy, Кит Харинг и Жан-Мишель Баския задували своими надписями кирпичные стены и подземки Бруклина и Квинс(Нью-Йорк).

Особым шиком считалось “задуть” весь вагон целиком — это называлось full car. Власти города ожесточенно боролись с таким видом самовыражения и перекрашивали поезда буквально за ночь, чтобы художники не успевали насладиться своим произведением, после чего у них снижалась мотивация делать это вновь. Однако, менее, чем за 10 лет, из низовой протестной формы искусства стрит-арт стал (или, более корректно в кругах людей, которые его придумали, graffiti writing) все чаще сотрудничать с брендами, создавать коллекции, входить в институциональное поле и мелькать на музейных выставках. Муралы — это как раз форма стрит-арта, которая подразумевает наличие разрешений от владельца стены. Эта форма искусства так распространилась по миру, что сейчас едва ли можно придумать город, где не было бы как легального, так и все еще низового стрит-арта. 

Если есть настроение что-то посмотреть про это, то настоятельно рекомендуем список замечательных фильмов, которые расскажут об истории и культуре стрит-арта и о том, куда она движется сегодня.

  • Чарли Ахерн, Wild Style, 1982 год;
  • Бэнкси, Выход через сувенирную лавку, 2010 год;
  • Тамара Дэвис, Жан-Мишель Баския: Лучезарное дитя, 2010 год;
  • Тони Сильвер, Войны Стиля, 1983 год.
Алпамыс Батыр, «Fractal Ways of Sonic Waves», 2023 г.

Вернемся к Алпамысу Батыру. Название работы «Fractal Ways of Sonic Waves» не случайно. Оно дает зрителю сразу две подсказки: во-первых, это про музыку (не случайно на открытии играл Dj Bismildin) и звуковые волны, которые вибрируют в пространстве и из которых, в целом, состоит много чего во Вселенной. Не будем забывать, что большой взрыв все еще происходит и вселенная расширяется подобно морской или звуковой волне. Не случайно есть тибетские практики лечения звуковыми вибрациями, звуковые медитации или те же барабаны, которые шаманы Центральной Азии (и не только) использовали в своих ритуалах очищения. Таким образом паттерны, с которыми работает Алпамыс Батыр, являются некой отсылкой к древним и базовым состояниям человеческого бытия и его духовного выражения. Примеры похожих повторений и рекурсий можно увидеть во многих традиционных орнаментах от Юго-Восточной Азии до Восточной Европы. Поэтому, можно сказать, что Алпамыс работает и с традиционными мотивами тюркского мира, пусть это и не так очевидно на первый взгляд. Эти заимствования не прямые и осторожные, с другой стороны, мы можем посмотреть на традицию ковроплетения и узнать там много схожестей с новой работой художника.

С другой же стороны, Алпамыс Батыр связывает эти вибрации с фрактальной геометрией. Фракталы — это сложные геометрические графики при построении которых, можно увидеть определенные паттерны повторения подобного. Логике фракталов, например, подчиняются ветки деревьев, устья рек, то как заворачивается ушная раковина или та, что вы нашли в море. Со времен Платона и его правильных многогранников, художники и философы по-всякому старались разложить мир на понятные и простые формы. Сейчас все больше ученых полагают, что природу проще всего описать именно фракталом, поэтому кажущиеся цифровыми и пульсирующими формы мурала Алпамыса, на самом деле всматриваются в самую суть вещей и изображают то, что часто не может увидеть глаз. Произведение «Fractal Ways of Sonic Waves»рассказывает историю звуковых волн и фракталов, которые замечательно описывают наш мир.

А что вы увидели в этой работе? Делитесь вашими впечатлениями в социальных сетях по хэштэгу #AlpamysbatyrXforum.

Проект реализован совместно с Евразийским Культурным Альянсом (cultura.kz) и торгово-развлекательным центром Forum Almaty.