Как часто вы обращаете внимание на то, что окружает вас? А как часто застаете себя за мыслями о той жизни, что неведома нам, которая всегда где-то там, далеко?

Мы любим говорить о громком искусстве на Венецианской биеннале, посещать выставки репродукций Ван Гога, Моне, Босха и, конечно, внимательно следить за мировыми сводками новостей из Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Милана. Ну, и, как сейчас модно, Дубая.

А говорим ли мы о нас самих? Изучаем ли себя? Знакомы ли с искусством, которое окружает нас и вот-вот исчезнет раз и навсегда? Пытаемся ли остановить ход разрушительных событий?

Американец Дэннис Кин вот уже более 10 лет проводит экскурсии по монументальному искусству Алматы, которое вызывает небывалый интерес не только у иностранных туристов, но и местных жителей. Забавно, что не все алматинцы знакомы и с половиной тех работ, которые собраны в проекте Дэнниса Walking Almaty.

Он объездил почти весь Казахстан, чтобы создать доступную и открытую карту монументального искусства страны. Борется за сохранение искусства и готовит об этом уникальную книгу.

Главный редактор Art of Her Рус Бикетов поговорил с Дэннисом Кином о состоянии мозаик в городе, сложностях доступа к информации и об отсутствии интереса местных в их сохранении в рамках презентации совместного проекта Art of Her и Walking Almaty «10 исчезающих мозаик Алматы».

Дэннис Кин во время экскурсии. Фото из Instagram Walking Almaty

Дэннис, я знаю, что будучи студентом в США, Вы изучали казахский язык. Расскажите, почему Вы решили учить казахский и когда впервые приехали в Казахстан?

Я учился в школе и совершенно случайно наткнулся на программу обмена школьников. Тогда мне было 17 лет. По этой программе американские ученики могли отправиться в страны Европы, Мексику и… Казахстан. Я подумал, что это очень интересно, потому что большинство американцев очень мало знают о Казахстане. В школе я увлекался географией и уже что-то знал о стране, поэтому решил глубже изучить ее. В 2005 году я впервые приехал в Казахстан на 2 месяца, чтобы изучать казахский и русский языки. Для меня это было приятным открытием.

После возвращения, я поступил в Калифорнийский университет на филологию и лингвистику. Два года изучал русский, а потом понял, что хочу изучать казахский, чтобы лучше понимать культуру Казахстана. Тексты о казахских традициях на русском языке были очень поверхностные, а мне хотелось больше узнать.

После магистратуры я вновь вернулся в Казахстан и быстро понял, что в Алматы в основном говорят на русском (смеется).

Дэннис Кин и Владимир Твердохлебов. Фото из личного архива Денниса

Вы помните, как впервые столкнулись с мозаиками в Алматы?

Наверное, первую мозаику я увидел на здании KIMEP University, так как я тогда там учился. У меня сразу возникли вопросы: кто автор, какие материалы, о чем мозаика? Но никакой информации не было.

Позже, во время прогулок по городу, я находил много интересных мозаик, но нигде не было информации о работах. Спустя пять лет жизни в Алматы, я собрал достаточно большую коллекцию мозаик в Алматы. Мне казалось, что это так интересно, и о них можно много рассказать.

Около 2-х лет я работал в библиотеках и архивах, встречался с художниками, чтобы узнать информацию. Так и запустил свой первый проект Walking Almaty, в рамках которого провожу экскурсии и запустил сайт, на котором собрана вся информацию об уличном монументальном искусстве.

Сложно ли было найти информацию о мозаиках?

Сложно. К сожалению, главный архив был у Союза художников, но он куда-то исчез. Там была вся документация, сейчас ее нет. В основном я работал в музее Кастеева. Мало кто знает, что у них есть своя библиотека. Очень крутая библиотека, где собраны книги и каталоги о казахском искусстве. Но в книгах было только около 20% всех мозаик Алматы.

Мне пришлось искать художников, но их, к сожалению, не так много живых осталось. Мне посчастливилось познакомиться с художником-монументалистом Владимиром Твердохлебовым. Вместе мы разбирали мозаики, и по его воспоминаниям удалось собрать информацию об авторах.

Всего в Казахстане мне удалось отыскать более 600 мозаик. Я был в каждом городе страны, кроме Атырау и Актобе.

В каком состоянии мозаики в Алматы? Требуют ли они реставрации? Есть ли какой-нибудь орган, который следит за их состоянием?

Никакой поддержки нет. И, честно говоря, не ожидаю от местных властей. Я вижу, что для них сохранение советского наследия – это не приоритет. Хотя для меня это не советское наследие. Это наследие Казахстана, казахстанских художников.

Сами мозаики в печальном состоянии. Все зависит от хозяина здания, где она расположена. В основном люди не обращают на них внимание и не хотят платить за реставрацию. Очень много мозаик разрушается. Хотя есть и хорошие примеры – гостиница «Алматы» и Центр современной культуры «Целинный». Но на город таких примеров всего несколько.


10 исчезающих мозаик Алматы

Восточный календарь (автор: Владимир Твердохлебов, 1979-1980)

Адрес: г. Алматы, ул. Шевченко, 28.

Фото предоставлено Walking Almaty

Управление водного хозяйства акимата Алматы постоянно отказывалось провести серьезную реконструкцию этого памятника, что было одним из последних пожеланий покойного художника Владимира Твердохлебова. Совсем недавно статуи красили в третий раз, когда краску нужно было снять. Мраморные постаменты и скамейки следует полностью заменить на новый, качественный мрамор, а внутреннюю сантехнику вернуть в первоначальный вид.


Студенты (автор: Николай Цивчинский, 1968)

Адрес: г. Алматы, ул. Айтеке би, 99А.

Фото предоставлено Walking Almaty

Мозаика в КазГосЖенПУ создана двумя самыми известными мозаичистами Алматы, но половина работы была закрашена где-то в 2000-х годах. Верхнюю половину теоретически можно восстановить, если аккуратно снять штукатурку и краску. За углом находится еще одна серия мозаик, которая находится в очень ветхом состоянии. Они требуют интенсивной реставрации опытным мозаичистом.


Без названия (автор: Себастьян Киракозов)

Адрес: г. Алматы, ул. Волочаевская, 359.

Фото предоставлено Walking Almaty

Во время последнего посещения одна из этих мозаик популярного местного художника Себастьяна Киракозова закрыта рекламным баннером и имеет серьезные повреждения: на целых панелях отсутствует смальта. Вторую мозаику с таким же успехом можно было бы замазать или повредить без надлежащего вмешательства.


Наука и октябрь (автор: Виктор Константинов, 1967)

Адрес: г. Алматы, пр. Достык, 104.

Фото предоставлено Walking Almaty

Рельеф восточной стороны кинотеатра «Арман» закрыт деревянным навесом для кафе, построенным в 2022 году, а проведению большой части работ мешает растущее рядом дерево. Дерево можно удалить (пересадить в другом месте или пожертвовать другие саженцы), а открытое пространство можно спроектировать так, чтобы оно включало классический барельеф, а не загораживало его.


Без названия (авторы: Евгений Сидоркин и Генрих Дандерфер, 1972-1973)

Адрес: г. Алматы, ул. Тулебаева, 185.

Фото предоставлено Walking Almaty

Этот барельеф, созданный Сидоркиным по иллюстрации к произведениям Ауэзова, находится в прекрасном состоянии, но недавно был закрашен радужными красками во время реконструкции Дома-музея Ауэзова. Произведения монументального искусства должны быть сохранены в первозданном виде, а краска удалена.


Без названия (автор: неизвестен)

Адрес: г. Алматы, ул. Манаса, 22Б.

Фото предоставлено Walking Almaty

Это сграффито, возможно, работа культовых алматинских монументалистов Кенбаева и Цивчинского, находится в плохом состоянии и в прошлом местами было частично закрыто рекламными баннерами. Из-за особенностей сграффито работу, вероятно, придется снять и переустановить, используя штукатурку более высокого качества.


Без названия (автор: Евгений Сидоркин, 1961)

Адрес: г. Алматы, 2-й микрорайон, 40А / ул. Куанышбаева, 40А.

Фото предоставлено Walking Almaty

Это историческое сграффито, старейшее в городе, выполнено известным художником-графиком Евгением Сидоркиным, но частично прикрыто системой вентиляции. Вентиляцию следует убрать, сграффито восстановить, а рядом с произведением поставить историческую мемориальную доску.


Без названий (авторы: неизвестны)

Адрес: г. Алматы, ул. Омарова, 35.

Эта большая мозаика (самая большая в Алматы) и витраж (тоже самый большой в городе) расположены на закрытом для посещения комплексе телебашни Кок Тобе. Телебашня должна быть открыта для публики, как первоначально предполагалось, в соответствии с международными стандартами и другими телебашнями бывшего СССР, например, в Ташкенте.


Одевание невесты (авторы: Молдахмет Кенбаев и Николай Цивчинский, 1966)

Адрес: г. Алматы, ул. Кунаева, 43.

Фото предоставлено Walking Almaty

Витраж в Сымбате в настоящее время планируется убрать во время ремонта. Владельцы здания обещают переустановить стекла, но необходим общественный контроль, чтобы гарантировать, что самый старый витраж в Алматы не будет разрушен.


Без названия (авторы: Борис Анисимов, Владимир Твердохлебов, А. Зиненко, 1985)

Адрес: г. Алматы, ул. Курмангазы, 29.

Фото предоставлено Walking Almaty

Эта фреска когда-то украшала стены зимнего сада Дома учёных Академии наук, но во время ремонта 2000-х годов, видимо, была закрыта стеклянными зеркалами. Если фрески под зеркалами сохранились, их следует отреставрировать. В Академии сейчас идет интенсивная реконструкция, но планы зимнего сада не обнародованы.


Обложка: Instagram Monumentalalmaty.

Leave a comment

Your email address will not be published. Обязательные поля помечены *