На протяжении уже 4 лет в Астане непредвзятый глаз зрителя радует галерея высокого искусства «Pygmalion». Здесь, на левом берегу, можно увидеть как и казахстанское искусство, которое представлено работами известного художника Ерболата Толепбай, так и графические листы европейских мастеров, таких как Ренуар, Шагал, Дали и Миро.

Art of Her поговорил с основательницей «Pygmalion» Данагуль Толепбай о деятельности галереи, роли известного отца в становлении художественной карьеры и сфере арт-бизнеса в Астане.


Данагуль, как началась история галереи «Pygmalion»?

Мы открыли галерею в марте 2019 в отеле Hilton. Но на самом деле, провели первую выставку раньше физического открытия галереи, в январе в Национальном музее. Как вы знаете, мой отец известный художник – Ерболат Толепбай. Он почти 50 лет пишет. Отец также коллекционировал казахстанских художников и европейские гравюры. Я к нему присоединилась 5 лет назад и тоже стала приобретать. На первой нашей выставке в музее, как раз были представлены казахстанские художники, которых отец коллекционировал в свое время: Кастеев, Шарденов, Сидоркин, Тансыкбаев. Хотели показать их широкой публике.

Изначально стартовали в Хилтоне там провели множество мероприятий. Галерея тогда была маленькая, квадратов 65. Затем переехали сюда, в Talan Gallery и расширились. У нас теперь как в музее: есть постоянная экспозиция и временные выставки. Первой временной выставкой стала «Milestone» Сауле Сулейменовой с куратором Владом Слудским. Решили охватить разные техники, в которых художница работала последние 30 лет. Хочу такие выставки проводить раз в квартал.

Почему вы решили открыть галерею искусств?

Идея о том, чтобы открыть галерею возникла еще в 2014 году. Ещё тогда, я заказала книгу «How to run commercial art gallery», то есть желание этим заниматься было еще с 2013-2014 года, но физически мы смогли это воплотить только спустя пять лет.

Я рада, что мы открылись до пандемии. Может после ковида и сопутствующих ограничений, я бы не решилась, кто знает. Я сама очень хорошо рисовала и мой отец, когда увидел мои работы попросил больше не рисовать, потому что это сложный тернистый путь художника. Но все равно меня косвенно привело к искусству. Так получилось, потому что все-таки у меня отец художник, я старшая в семье. Роль искусства в мире высока как никогда ранее. Искусство становится важным маркером инвестиционной и культурной привлекательности стран и регионов. Я вижу огромную перспективу в этом направлении для Казахстана.

К примеру, мировые продажи аукционного дома Christie’s выросли примерно на 18,5% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув самого высокого показателя, о котором компания сообщила на сегодняшний день. В 2022 году аукционные и частные продажи принесли около 8,41 миллиарда долларов США, что немного превзошло предыдущий рекорд 2014 года.

Я чувствую миссию сохранить наследие отца и стать культурным послом Казахстана на международной арене. Искусство – это лучший язык дипломатии.

Фото предоставлено Данагуль Толепбай

Какая роль вашего отца в создании галереи?

Мой отец никогда не представлялся галереями или какими-то дилерами. Он самодостаточный. Это была моя идея создать галерею его картин, а не его. Его имя несомненно играло роль при создании. Он один из самых дорогих художников Казахстана. Многие до сих пор думают, что это полностью мой папа. Но я сразу границы поставила, все-таки семья это отдельно. Я понимаю, он супер-опытный, но я хочу совершать свои ошибки. Даже если я за что-то поплатилась – я говорила: «Это мой опыт, это мои ошибки, я должна сама их пройти». Он хотел помочь: что-то сделать, позвонить кому-то, попросить помощи. Я ему запрещала. На выставки он приходит как гость. Я думаю, он гордится мной.

Насколько сейчас галерейный бизнес прибыльный в Казахстане?

Я не считаю, что это изначально бизнес, то есть у меня процессы выстроены по-другому. Может поэтому это не так прибыльно. Спонсоров и патронов у меня нет, частично поддерживает Talan gallery с пространством. Еще я благодарна клиентам которые покупают искусство, чтобы поддержать нашу деятельность. К сожалению пока таких людей мало и они в основном в Алматы.

Мне изначально хотелось давать людям возможность приобретать работы, но сейчас мы работаем больше как выставочный зал. Стабильно по 100-150 человек ежедневно приходят. Конечно, как и в любом бизнесе тебя узнают. Я делаю выставки. В прошлом году были международные проекты и ярмарки. Раньше я на имя работала, сейчас имя работает как бренд. Есть интерес по сотрудничеству, компании предлагают различные коллаборации.

Если нет прибыли, то вы скорее больше работаете для популяризации искусства?

Да, популяризацией больше занимаемся. Сейчас есть желание продвигать молодых. В прошлом году я возила работы молодого художника Саяна Байгалиева на очень престижные ярмарки в Базель и Париж. Я не подписывала с ним эксклюзивов и не хотелось привязывать его к своей галерее. Мне очень понравились его работы, которые я увидела в Инстаграм и я предложила сотрудничать ему. Его искусство – это что-то современное, но при этом присутствует традиционная школа.

Как вы думаете, с чего нужно начинать формировать коллекцию?

Начинать коллекционировать советую всегда с молодых художников, чьи работы вам нравятся или с эстампов. С молодых талантливых художников, цены которых вырастут в будущем. Эстампы хорошая возможность прикоснутся к великим мастерам и шедеврам по доступной стоимости. Когда вы начнете покупать работы и у вас появится насмотренность – можно перейти к более сложным стратегиям. Только попробовав вы поймете что это не сложно и не страшно как кажется.

Фото предоставлено Данагуль Толепбай

Какой потенциальный клиент вашей галереи какой?

Наш клиент – знает, что он хочет, с индивидуальным вкусом, образованный, желающий поддержать художника, желающий сделать вклад в искусство, формирующий для своих детей прекрасное будущее. Повторюсь, искусство ключевой элемент дипломатии и экономических результатов.

Все процессы в галерее вы контролируете одна?

У меня есть помощница, но в целом одна: формирую идеи, гостей встречаю, продажи произвожу, транспортировка, растаможка, бухгалтерские расчеты, деловая переписка. Очень большая проблема с хорошими кадрами. На ярмарку в Базель возила ассистента в прошлом году. В то время как у зарубежных галерей по пять человек этим занимаются. Мой самый любимый процесс выставки встреча работ и распаковка их установка, раскладка. Это так интересно. Я могу так до утра работать. У меня много энергии появляется.

На каком этапе развитие галерей в Казахстане?

Сфера галерей у нас развивается, но по большому счету только в Алматы. Очень много выставок проводится. Там патроны есть, даже не покупая картины, они просто поддерживают. В Астане у нас нет экосистемы, своего зрителя, который бы знал все детали и тонкости представленных современных художников. Но наша галерея прикладывает огромные силы для развития культурной программы города. Мы проводим образовательные лекции в сфере искусств с лучшими зарубежными и приглашенными лекторами, а также устраиваем практические мастер-классы для взрослых и детей. Нужно знать историю развития казахстанского искусства. Кстати, хотелось бы вас тоже поблагодарить, что Art of Her знакомит аудиторию с художниками, галеристами, выставками и значимыми событиями в сфере искусств.

Фото предоставлено Данагуль Толепбай

Какая цель у вашей галереи на данный момент?

Главная цель – образовывать людей. Взрастить свой рынок и своего клиента. Сейчас этого рынка нет, экосистемы нет. Молодое поколение вырастет и станет будущими коллекционерами. Хотим делиться своим опытом. Мы посещаем Венецианское биеннале, множество международных выставок. Плюс хочется молодых художников находить и поддерживать. Мне это приносит колоссальное удовольствие. Если будет приносить прибыль – я буду только рада. В ближайшее время планируем провести выставку молодого казахстанского художника и нескольких знаменитых современных зарубежных художников. 

Самые богатые люди заработав деньги по итогу – вкладывают их в искусство: покупают арт-объекты, собирают свои коллекции, поддерживают художников и музеи, а самые дальновидные открывают свои фонды и частные музеи. Потому что через искусство можно оставить свое имя в истории, как это, например, сделал Француа Пино с частным музеем в здании обновленной торговой биржи в Париже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *