В Советском союзе слово арт-рынок не так часто звучало, как сегодня. Хотя можно отметить, что механизмы этого столь нового явления все-таки присутствовали в то время. Это система гос.заказа и госзакупок для идеологической пропаганды ком. партии: портреты вождей политбюро, агитационные плакаты, декорирование интерьеров клубов передовых совхозов и колхозов, монументальные заказы в городской среде, мозаики, витражи и настенная роспись в сочетании с архитектурной средой советского времени.
Для Алматы все значимые объекты появились именно в те времена: Медео, гостиница Казахстан, Академия наук, цирк, театры, дворец спорта и другое. Регулирование рынка происходило на основе утвержденных гос.расценок, где были обозначены все виды художественных работ и стоимость согласно метража и материала. Художники того времени боролись за участие в гос.заказе, за получения звания и статуса, что несомненно давало им возможность хорошо зарабатывать и иметь некоторые льготы на недвижимость и в социальной сфере. Единственный негативный был тот факт, что художники, работающие на конъюнктуру правящей партии, были в более выигрышном положении, чем художники с самостоятельным творческим поиском. Это касается популярных сегодня в Казахстане художников шестидесятников. Многие известные сейчас творческие личности не могли продать в то время свои произведения, так как их творчество кардинально отличалось от утверждённого направления в искусстве Советского Союза.
Можно сказать, неплохо была организована работа творческих дач и домов творчества, баз отдыха, все они находились в курортных местах: в Подмосковье, на Иссык-Куле, на Черном и Балтийских морях. Художники ежегодно выезжали в творческие командировки, обменивались опытом, знаниями, интеграция искусства с участием художников Казахстана и мастеров из пятнадцати советских республик имела свою собственную значимость и статус. Выставки в выставочных залах Москвы считались пределом возможного, а зарубежные – тем более.
Что изменилось за эти двадцать лет?
Рассмотрим сегодняшнюю ситуацию в казахстанском искусстве со всех сторон.
Как это было во все времена, и в нашем искусстве есть конъюнктура и есть творчество. К сожалению, со вторым большая проблема, во всем мире – идет некий кризис идей. Мы все меньше видим креативного, интересного, восхитительного творчества и все больше искусства на потребу дня. Так называемое потребительское коммерческое искусство захватило не только обывателей и коллекционеров, но и самих художников, даже очень известных. Легче всего по накатанной производить конъюнктурные произведения, которые будут в ближайшее время проданы, чем быть подверженным переживаниям, стрессам, впечатлениям и решать проблемы выплескивая эмоции на холсте.
Сейчас изобразительное искусство – это больше элемент модного дизайна, хорошо поставленное цветовое пятно в современном, богатом интерьере. Конечно, это не относится ко всем художникам, есть мастера, творчество которых не зависят от времени, денег и ситуации. В современном мире работа на два мольберта уже не считается зазорной и всему этому есть оправдание. Конъюнктура существовала всегда и этот выбор должен сделать сам художник. Но существует неоспоримый факт, что истинный «Крик души художника» – всегда интереснее, всегда дороже и востребованнее в плане продажи.
Традиционное изобразительное искусство – фаворит сегодняшнего дня. В Казахстане оно развивается стремительными темпами. Наибольшей популярностью пользуются живописные произведения, для скульпторов и прикладников сейчас не лучшее время, так как стоимость материала уже достаточна высока.
Еще не маловажный вопрос современного арт-рынка – это как себя позиционировать. Совершенно не понятно, откуда берутся современные цены на произведения, хотя есть официальный художественный рейтинг, на основании которого можно делать ценовые заключения. Но у нас все договорное и спонтанное, исходя из создавшейся ситуации. Ценовой диапазон у современных художников иногда зашкаливает стоимость антикварных мастеров и даже мировых брендов, которые можно приобрести за те же деньги на любом престижном аукционе, причем с соответствующими сертификатами и экспертизой. Все это следы монополизации рынка.
Мировая экономика сдала свои позиции, и отношение к арт-рынку изменилось. Искусство больше не покупают спонтанно, а тщательно взвешивают все «ЗА» и «ПРОТИВ». Вот уже который год, как финансовый мир не может прийти в себя после череды банкротств и биржевых обвалов. Рынок альтернативных инвестиций – изобразительного искусства, дизайна, драгоценных камней и вина, напротив, в очередной раз демонстрирует свою способность выживать в самых нелегких условиях. Как только искусство стало считаться альтернативой ценным бумагам, появилась необходимость описывать арт-рынок языком финансистов и банкиров.
Инвестиции в искусстве сулят большие прибыли, но и предполагают огромный риск со стороны вкладчика. Вложение в искусство – это «длинные» деньги, а не сиюминутная прибыль. Кризис заставил продавцов и покупателей сменить свои ориентиры.
Теперь поговорим о творчестве.
Как было в нашей недавней истории, и сегодня есть придворные художники, свободные творцы, ремесленники, лихо зарабатывающие на 150-ой копии, радикалы-аукционисты и многие другие. У «придворных» проблема с ценообразованием, у «свободных» с заказами, у остальных с клиентами и зрителями. Такое впечатление, что мы усиленно насыщаем внутренний рынок произведениями с казахским эпосом и национальными пейзажами, причем количество художников увлеченных этой темой растет с каждым днем, но будут ли эти картины востребованы в дальнейшем, какова их конкурентная способность на других рынках – никто не думает. Все живут сегодняшним днем. Спрос рождает предложение. В любом случае заметно, что есть проблема с концепцией творчества, нет интересной тематики, отражающей перемены сегодняшнего дня в нашей стране, ее развитие, ее достижения. Это хорошо, что мы рассматриваем исторические события, культуру и быт, сохраняем наследие предков. Но нужно двигаться вперед и изучать современную жизнь, выделять главное – позитивное.
Все эти изменения зависят от работы с новыми молодыми художниками, они более продвинуты в информационном плане, креативно мыслят. Если еще к этому добавить хорошую профессиональную подготовку по видам и техникам изобразительного искусства, то результат должен проявится. Нужно развивать новые техники, такие как фотография, коллаж, граффити, компьютерный дизайн, поп-арт – это дает возможность говорить с художниками из разных стран на одном языке, что стараются делать художники contemporary art. И самых талантливых надо выявлять на порогах художественных школ и колледжей, а потом и дальше поддерживать на творческом пути. Даже если процент гениальности будет один к ста. К сожалению, в вузовских коридорах не могут понять, что масса художников давным-давно переполнила чашу равновесия с искусствоведами, галерейщиками, арт-менеджерами и другими специальностями менеджмента. Наше искусство срочно нуждается в квалифицированных менеджерах, и чем скорее эти новые профессии начнут изучать, тем лучше для всего нашего искусства. Хотя конечно, трудно конкурировать с юристами, экономистами и другими престижными профессиями. В общем, это открытая нерешенная проблема.
Так же непонятен имидж Азиатского искусства, который пытаются навязать нам зарубежные кураторы. Дикая, необузданная, агрессивная Азия смотрит на нас с большинства произведений contemporary art и как ни странно, сразу заметено откуда ветер дует. Плохо то, что содержание этого направления не всегда позитивно влияет на нашего зрителя, и к сожалению, я не могу привести ярких примеров коллекционирования и публичных презентаций коллекций contemporary art в Казахстане. Многие художники и галерейщики думают, что это направление и есть «билет» на зарубежный арт-рынок. Но и те, и другие не искренни. Выбранную, негативную позицию нужно сменить на позитивную, добавить больше толерантности, демократии, человечности, это должно привлечь общество, потенциальных зрителей и коллекционеров.
Что нужно сделать, чтобы наш рынок ожил и заработал как швейцарские часы?
Механизмы арт-рынка придуманы давно и надо их выполнять или игнорировать, но во втором случае ждать каких-либо результатов бесполезно. Давайте всем обществом попробуем улучшить и модернизировать закон о культуре. Нужно дать возможность меценатам и спонсорам быть более активными в культуре, сочетать искусство и бизнес, поддерживать друг друга на долгосрочной основе, организовывая фестивали, конкурсы, акции, стимулирующие художников к творчеству. Роль модератора гос. заказов вполне подошла бы Союзу художников. В нем есть профессиональные мастера, готовые выполнить качественно полученный заказ и отвечающие за свою работу. Сам Союз художников – это юридическое лицо, готовое предложить автору – защиту его прав, составление документации, пользование банковским счетом, снабжение материалами и созданием условий для творчества.
На сегодняшний день в системе наших гос. закупок есть немалый пробел – изобразительное искусство требует не стандартного подхода. «Дешевое не бывает качественным» – это однозначно. Соответственно, уровень исполнителей очень низкий и не профессиональный. Саму систему в случае с искусством надо реформировать и изменить, качество должно выйти на первый план, а не стоимость. Через выпуск полиграфической продукций можно усилить культурно-воспитательную политику для нашей молодежи. Все помнят иллюстрации картин великих русских художников в конце учебника, к сожалению, подобного не видно в новых казахстанских изданиях. Музеи и галереи должны наладить выпуск постеров и репродукций для различных социальных помещений, детских садов, санаториев, больниц, школ, туристической сферы, а также выпускать подарочные, коллекционные и альбомные издания.
Позиционировать казахстанское изобразительное искусство нужно любыми позитивными средствами, в том числе и за рубежом. При формировании международных выставок – учитывать творчество молодых исполнителей, разнообразие искусства Казахстана и их достижения. Сочетать традиционное искусство и актуальное. Нужно сделать так, чтобы наше искусство больше знали на внешних рынках, для этого понадобится много времени, сил и труда. Показ во всем мире выставочных проектов наших уникальных музейных и частных собраний изменит ситуацию. Создание Азиатской секции на престижных мировых аукционных площадях даст мощный прорыв как нашему искусству, так и самим казахстанским художникам. И будет замечательно, если торги будут проходить не только зарубежном, но и у нас в стране.
Важно смотреть на рынок в долгосрочной перспективе, то есть как минимум на десять лет вперед. Краткосрочные инвестиции сейчас вряд ли смогут принести дивиденды. На арт-рынке наиболее успешным сегодня будет тот инвестор, который думает и ведет себя как коллекционер. Тот же, кто приобретает искусство только из спекулятивных соображений, встретит на своем пути много препятствий и не найдет единомышленников. Что касается самого ближайшего будущего, то наиболее правильным было бы подождать, пока немного осядет пыль, и затем оценить, какие имена и тренды оказались наиболее жизнеспособными.
Автор: Юрий Маркович, основатель и руководитель галереи «Улар»
Редактура: Рус Бикетов
Блюдо на ужин: групповая выставка «Dinner» в Алматы
Голос времени Камиля Муллашева: новая персональная выставка художника