В Караганде впервые прошел Берлинский маркет в карагандинской эксперементальной арт-платформе «Гражданин художник».

«Гражданин художник» для проведения Берлинского маркета выбран не случайно. Платформа, благодаря своей камерной атмосфере и свободе самовыражения стала центром андеграундного искусства в центральном Казахстане. 

В программе маркета 3-го сентября были представлены, как уже известные авторы региона, так и новые имена: Валентина Камарская, Наиль Тасболатов, Любовь Феодосия Гуменюк, музыкант «Wanya Bruch», этно-электронная группа «Ленин и шаманы» и др.

Автор площадки Любовь Феодосия Гуменюк объяснила, почему событие называется именно «Берлинский маркет»:

Это московское понятие. Там проходят такие маркеты уже на протяжении нескольких лет. В них участвуют художники, которые находятся в оппозиции; фотографы, писатели, люди, которые продают концептуальную одежду. Благодаря таким мероприятиям, каждый человек, который имеет внутри себя некую культуру, имеет право пропагандировать ее на Берлинском маркете. В Карагандинский фестиваль Берлинского маркета я добавила свой характер и атмосферу. Для площадки «Гражданин художник» важнее всего – эксперименты. Одновременно на площадке находятся несколько участников, которые не зависят друг от друга, но по-прежнему влияют на зрителя. Здесь можно получать информацию о классической живописи, переходить на андеграундную музыку, смотреть коллекцию молочников и слушать лекцию о рождении сюрреализма и дадаизма как реакция на войну, общаться и знакомиться. Молодежи нужно понять, что жизнь есть, и что искусство здесь живёт. Всё, что происходит сейчас – сопоставимо с тем, что происходит в Берлине.

Куратор современного искусства, фотограф и художник Лариса Карчевская представила серию работ кибер-искусства. Появление на площадке картин, созданных искусственным интеллектом, вызвало много споров. Кто-то говорил о гениальности, а кто-то и вовсе отрицал связь с искусством. Чтобы создать одну картину, Лариса старается точно описать детали, отбирает варианты и всё время обучает машину «видеть» её фантазии.

«Скажу откровенно, в глазах нескольких людей я нашла разочарование, узнав, как созданы мои постеры. Но они именно мои и сейчас объясню почему. Художественные практики постмодернизма – это всегда поиск формы. Неважно, перформанс это, живопись, фотография или даже целая выставка. Главные тут – художник и мысль. В случае с киберискусством, нейросеть – это всего лишь инструмент, кисть в руках художника. Как тело перформера или фотоаппарат фотографа. Если смотреть шире, то можно вспомнить китайского художника Ай Вэйвэй инсталляции которому создают наемные рабочие. Или практики тиражирования фотографий Уорхола. Автор тот, кто придумал идею. Об этом говорят арт критики, историки искусства и коллекционеры. В 2018 году на значимом аукционе арт-рынка Christie’s была продана картина, созданная искуственным интелектом за $432 500. В мире искусства, это автоматически означает признание как для художника, так и для направления в искусстве. Автором картины выступила арт группа из трёх французов. По Аристотелю, искусство «есть ни что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом». Сумеет ли каждый желающий создавать картины с помощью цифровых инструментов? Вполне. Будет ли это искусством? Необязательно. Также как человек, который красиво рисует необязательно художник. Нейросеть – машина-профессионал и способна нарисовать совершенную картину. Соревноваться с ней в этом мастерстве бессмысленно. Чего не умеет нейросеть, так это придумать идею. И здесь человечество пока впереди», — поделилась Лариса Карчевская в своих социальных сетях.

Коллекцию молочников в рамках Берлинского маркета представила Валентина Камарская. В 2009 году Валентина приезжала в Омск, где посетила Городской музей «Искусство Омска». В музее действовала временная выставка «Советский фарфор», на которой были представлены молочники. С 2013 года количество молочников в коллекции Валентины превысило 170 единиц, среди которых есть молочник английской фирмы «Spode», который считается одним из самых дорогих брендов фарфора в мире. Она приобрела его в Берлине. Валентина впервые выставляет свою коллекцию на мероприятиях такого уровня. До этого молочники были представлены на выставке «Если бы я был молочником», на которую были приглашены только друзья-художники.«Просыпаясь утром, если я хочу поднять себе настроение – я выбираю молочник, который хочу себе поставить», — поделилась Валентина Камарская. 

Напомним, что в октябре будет представлен большой проект «Урбанистическое язычество», который осуществляется в коллаборации карагандинской эксперементальной площадкой «Гражданин художник» и куратором современного искусства Ларисой Карчевской. В рамках проекта пройдут персональные выставки художников; панельные дискуссии; лекции и поэтические программы.  Также будут выпущены короткометражные фильмы о влияние культуры, искусства и музыки, которые окружают нас каждый день. 

Автор материала: Дмитрий Абрамов

Фото: Олеся Киссер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *