Интервью

«TSE ART DESTINATION будет закрываться» – арт-директор Бауржан Сагиев об особенностях работы в Астане

Бауржан Сагиев – одна из самых важных персон в сфере современного искусства Астаны. В прошлом студент Saint Martins (Лондон) и опытный работник в мировой модной индустрии (Alexander McQueen, Chanel). Он решил вернуться в Казахстан, чтобы развивать искусство у себя на родине, и вот уже на протяжение нескольких лет Бауржан – арт-директор столичной галереи TSE ART DESTINATION.

Автор Art of Her Зарина Кусанова поговорила с Бауржаном Сагиевым об истории его личного творческого пути, особенностях работы в Астане и о будущем галереи TSE ART DESTINATION.


В казахстанском современном искусстве много историй, что в сферу попадают случайные люди из смежных областей, таких как, например, мода и дизайн. Можешь ли ты сказать, что ты оказался случайно в сфере современного искусства, но при этом сразу хорошо вписался в нее?

Я бы не сказал, что в казахстанском искусстве есть такая проблема. В моде, согласен, много случайных людей. В моду приходят, относясь к этому как к хобби и, если к искусству кто-то приходит относясь к этому также, то у человека маленький шанс достичь успеха или признания среди профессионалов. Я учился в академии искусств Т.К. Жургенова (прим. ред. – Казахская Национальная академия искусств в Алматы) – первое мое образование. Мы изучали много лет академический рисунок, живопись, композицию, анатомию, то есть это абсолютно академическая база, где ты учишься на полноценного художника. Второе образование – это Saint Martins (прим. ред. – Лондонский колледж искусства и дизайна). Занятия у нас проходили в галереях современного искусства Tate Modern, British Museum, London Gallery, поэтому здесь тоже не могу сказать, что я самозванец. Единственное, что могу отметить, я не изучал менеджмент и этому надо было учиться с нуля. Я вижу на рынке много людей и знаю много теоретиков в современном искусстве Казахстана, которые пришли из специальности не имея высшего образования. Можно добиться успеха и без образования. Есть такие примеры как Пегги Гуггенхайм, которая не имела образования, но при этом стала главной меценаткой и галеристкой и оставила огромное наследие.

Фото предоставлено героем.

Почему ты решил прийти именно в сферу современного искусства Казахстана? 

Изначально, когда возвращался после работы и учебы в Лондоне, Париже, Москве — это было намеренное желание вернуться домой в Казахстан. У меня было две опции: заниматься модой или современным искусством. Я изучил рынок фэшн и понял, что здесь нет производственной и сырьевой базы. У нас все закупается из соседних стран, где более развита эта промышленность. Проще заказать готовое изделие, чем создавать что-то здесь. В современном искусстве я увидел потенциал и мне это очень близко. Когда я работал в McQueen и Chanel, я больше занимался разработкой новых технологий, связанных с искусством.  Преподнесения элементов арта в фэшн-дизайн, но при этом я иногда занимаюсь консультациями молодым и начинающим дизайнерам.

Ты являешься арт-директором галереи, что подразумевает под собой деятельность арт-директора в нашей стране? 

Деятельность арт-директора – обширная. Здесь в силу того, что мало компетентных людей, сложно собрать команду. Арт-директор включает в себя все уровни работы: начиная от грузчика и заканчивая бухгалтером и юристом. Как правило, составление договоров, контрактов, пресс-анонсов и релизов, работа со СМИ.  Необходимо разбираться во всех областях, в силу того, что рынок в зародыше, но с другой стороны это очень интересно. Арт-директор должен следить за визуальной частью, за дизайном, оформлять этикетки к работам, помогать с маршрутом как люди будут идти по выставке и к чему они придут к концу.  Вплоть до того, какого цвета будут стены и как сделать рекламу выставки. 

Почему у нас не развита специальность арт-директора в сфере искусств?

У нас нет такого спроса и это не очень популярная специальность. Здесь нет перспектив, плюс маленький заработок и зачастую люди вкладывают свои деньги. Мы постоянно говорим о том, что у нас много талантливой молодежи и художников, но они уезжают учиться за рубеж, либо в арт-резиденции и довольно большой процент там остается, потому что там их ценят, дают гранты, материальную помощь, чтобы они развивали свой талант. Люди видят разницу и понятно, что им там удобнее. У них есть условия для развития. Здесь молодые художники не имеют своих студий, они рисуют дома, родители их выгоняют. Человек хочет создать крупные уличные инсталляции, но у них нет возможности. В этом большая проблема. 

С какими художниками вы сотрудничаете?

С разными художниками сотрудничаем. Это как уже состоявшиеся, так и молодые художники. У нас успешный проект – Адиль Аубекеров. Мы продвигаем его очень хорошо и в Казахстане, и за рубежом. При том, что он сам очень харизматичный, продвигает себя через социальные сети. С каждым художником разный кейс и все разные, просто нужно правильно работать и уметь их представлять.

Фото предоставлено героем.

Как вы поддерживаете художников в Казахстане? 

Мы поддерживаем выставками. Все выставки у художников бесплатные. Если мы видим талант, то вкладываемся, либо принимаем их на групповые выставки. Если вернуться к Адилю, мы организовывали ему выставку в Дубае. Но если говорить про фестивали в Европе, то тут нужны большие вложения. У нас в Казахстане нет спонсоров, которые вкладывались бы в такие авантюры. 

Почему вы назвали галерею «TSE ART DESTINATION»? 

Мы открывали галерею, когда код аэропорта был еще TSE (прим. ред. – в 2020 году код аэропорта Астаны изменили с TSE на NQZ). Это про то, как воспринимается Астана, когда ты только взял билет на самолет в незнакомый город. То самое ощущение, когда ты летишь в самую молодую столицу и для всех прибывающих и убывающих это было TSE. Мы никак не думали про Целиноград про смены эпох и названий города. TSE ART DESTINATION — это новое направление, новая точка в с искусстве, новая столица в мире. Мы думали так. 

Что сейчас происходит с галереей?

Сейчас она в довольно печальном положении, в силу отсутствия спонсоров. Ресурсы заканчиваются, новых спонсоров и поддержки от государства нет. Обсуждается возможность ее закрытия. С другой стороны, мы сейчас активно сотрудничаем с Luxury House и у нас вторая площадка находится там. На этой локации у нас целый этаж под галерею и там сменяются выставки и проходят мероприятия. Также есть третья площадка в отеле St.Regis. Как институция мы не пропадем, но вот сама галерея TSE ART DESTINATION будет закрываться.

Исходя из этого, почему Астана считается неудобным городом для современного искусства? 

Нет спонсорской и государственной поддержки. К примеру, возьмем главную институцию у нас в городе – Национальный музей, но даже там нет отдела современного искусства. Также здесь находится и Министерство культуры и спорта, и они могли помогать, но у нас нет возможности выйти на первых лиц или как-то повлиять на ситуацию. Нужно изначально попытаться создать форумы. Мы стучали во все стены в течении пяти лет, но не достучались ни до кого. Здесь нужен комплексный подход и финансирование. Взять пример Нурлана Смагулова (прим. ред. – бизнесмен, меценат), который строит музей современного искусства в Алматы. Эта институция окажет большое влияние на город, на Казахстан, на центральную Азию. Такая же институция должна быть в столице, но в Астане нет таких меценатов. Пока здесь не появятся арт-резиденции или музей современного искусства, пока не появятся больше галерей, мы не можем говорить о комфорте для художников. о развитии современного искусства. Даже наша галерея, куда на открытие выставки приходили по полторы тысячи человек, на грани закрытия. 

Фото предоставлено героем.

В чем, на твой взгляд, особенность современного искусства Казахстана? 

У нас сейчас много рефлексируют на тему постколониализма, то есть очень много политических выставок. Если брать современных художников, я бы не сказал, что они очень сильно отличаются от художников в Англии, Германии или США, то есть у этого поколения границы открыты. Единственное наше отличие – это наш менталитет, который накладывает определенную специфику. В целом, я бы не сказал, что мы где-то отстали или кого-то опередили. Я думаю, что глобально мы где-то в общем потоке. 

Какие у тебя любимые художники/кураторы?

Со многими общаюсь, люблю и ценю, и это как спросить какой у меня любимый цвет. Все работают в разных жанрах, направлениях и ищут себя. Самый главный критерий, когда художник не перестает развиваться. Любимый куратор – Анвар Мусрепов, который единственный в Центральной Азии занимается новыми медиа. Свет звук, фото, видео, у него получаются невероятные технологичные выставки. 

Зарина Кусанова

Автор Art of Her в г. Астана.

Recent Posts

Созданный Альянс кинематографистов Казахстана возрождает кинопремию «Тулпар»

Национальная киноакадемия, Союз кинематографистов и Лига кинематографистов объединились в Альянс кинематографистов Казахстана. Уже в этом…

2 августа, 2024

Айдара Омарова назначили врио президента «Казахфильма»

Азамат Сатыбалды покинул пост главы киностудии имени Шакена Айманова. Временно исполняющим обязанности президента «Казахфильма» назначен…

2 августа, 2024

Новый логотип Лондонского музея вызвал неоднозначную реакцию британцев

Лондонский музей, ранее известный как музей Лондона, представил свой новый логотип в виде белого фарфорового…

1 августа, 2024

Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские игры

Американский рэпер и креативный директор Louis Vuitton Фаррелл Уильямс предлагает вернуть конкурсы искусств на Олимпийские…

1 августа, 2024

Более 1,5 млн зрителей посетили театры Казахстана с начала года

Всего с начала года состоялось 170 премьерных спектаклей в 57 государственных театрах страны. Об этом…

30 июля, 2024

Великобритания не будет строить тоннель недалеко от Стоунхенджа

Новое правительство Великобритании приняло решение отказаться от проекта строительства тоннеля недалеко от Стоунхенджа. Проект стоимостью…

30 июля, 2024